Некоторое время назад друг сделал операцию по пересадке волос в Турции, выправив линию волос и уровняв волосы на темечке. Результат мне понравился и я решил, что тоже стоит подправить линию волос и зарастить поредевшие на макушке волосы. Турция нынче является одной из наиболее развитых стран в части проведения операций по пересадке волос. Там этот медицинский туризм активно развивается десятки лет. Стоимость операции из-за большого накопленного опыта и массовости стала более доступной.
Пока вникал в тему, на глаза попалась информация о турецкой клинике NurhairCenter. У них есть филиалы в Казани, Самаре, Ростове-на-Дону, Махачкале. Оставить заявку для связи с куратором можно на сайте: https://www.nurhaircenter.com/ru Для поездки из Н.Новгорода наиболее близкий центр — Казань. Поездка в этот город получалась удобнее и выгоднее путешествия в Турцию. Особенно, учитывая логистические риски связанные с COVID-19.
Проверка калиники
С момента оставления заявки со мной связался куратор Тахир. После устного общения мы сразу перешли на общение в WhatsApp. В мессенджере я выяснял все моменты предстоящей операции. В наше время довольно непросто выявить мошенников, а в вопросах здоровья — это важно. Я работаю в менеджменте разных компаний несколько десятков лет и на каких только «разводил» не натыкался. Особенно в 90-х. Так что осторожность уже в крови, но и её, зачастую не хватает. Сайт легко создать, указав на нем любую информацию. Отзывы в нужном количестве несложно написать — для этого есть специальные сервисы. В общем, способов отличить мошенников от реальных профессионалов немного.
Один из важных моментов, на который я обратил внимание — насколько сроки создания клиники указанные на сайте (более 10 лет) соответствуют появлению первых фото в Инстаграмм клиники — https://www.instagram.com/nurhaircenter. Первое фото операций датировано 8 мая 2015 года, что косвенно подтверждает информацию на официальном сайте.
Тахир — внимательный продавец, замечательно говорящий по-русски, много знающий о клинике и процессе пересадки волос. Я изрядно подоставал его вопросами о клинике, процедуре пересадки и других нюансах и он всегда старался дать максимально полную информацию в WhatsApp или созваниваясь со мной. Безукоризненная работа.
Тахир сам проходил через процедуру восстановления волос в клинике NurhairCenter. Он скидывал мне свои фото до и после операции. Чтобы убедится, что фото действительно его, я связывался с ним по видео и мы несколько минут побеседовали. В Инстаграмме клиники я случайно нашел видео с процессом пересадки ему волос. Все совпало и это увеличивало доверие к клинике, подходу к работе.
Из минусов общения через WhatsApp могу лишь отметить, что некоторые ключевые моменты надиктовывались в мессенджере. Я много использую мессенджеры в работе и функционал голосовых сообщений, удобный для отправителя, далеко не всегда удобен получателю. Особенно получателю-визуалу, т.е. тем, кто чаще считывает и лучше запоминает визуальную, а не аудиоифнормацию. Для аудиалов такая подача материала должна быть вполне комфортна. Мне, как визуалу, приходится по нескольку раз прослушивать сообщение, чтобы лучше запомнить. Это отнимает гораздо больше времени, чем в случае прочитывания текста. И главный минус аудиосообщений — к ним неприменим поиск, т.е. вернутся к какому-то старому сообщению, набрав в поиске ключевую фразу не получится.
Условия предоставляемые клиникой адекватные (на 10.2021):
- Цена от 130 тыс. руб. (на 10.2021) за безлимитную пересадку графтов с документами на возврат НДФЛ.
- Безлимитное количество графтов за ОДНУ операцию.
- Операцию проводят специалисты турецкой клиники Nurhair Center.
- Средства для послеоперационного ухода входят в стоимость операции.
- В стоимость операции входит две процедуры плазмолифтинга. Первая из которых должна проходить спустя 1,5 месяца после операции. Вторая процедура спустя 1 мес. после первой.
- Если потребуется вторая пересадка для досаживания графтов, то это снова полная оплата.
- Пожизненная гарантия на сделанную пересадку. Интересно, как это в реальности выглядит?
Договор с клиникой
Договор с компанией нынче — это в последнее время скорее фикция по ряду причин:
- Договора очень простые, не описывающие всех рисков сторон. Даже продавец недостаточно прописывает пункты для защиты своих интересов, что уж тут говорить о интересах покупателя.
- Текст договоров нередко написан кондовым юридическим языком, сложным для простого обывателя.
- Бывают ссылки на документы не представленные в тексте договора и с которыми клиент не может ознакомится и не подписывает, соответственно.
- Простому обывателю затруднительно проверить, действительно ли на договоре стоит подпись лица уполномоченного подписывать такие документы. Есть ли у него доверенность/указан в уставе?
- Особенно сложно что-либо проверить, когда при подписании другая сторона не видит пописанта, соответственно, не знает кто действительно подписал договор.
- Печать несложно изготовить и она уже не является хоть какой-то степенью защиты, поэтому юридически стала необязательной ещё при Д.А.Медведеве. Можно ставить, но защищеннее от этого договор не становится.
- Договора подписываются чаще всего только на последней странице и не сшиваются принятым юристами способом, а соответственно, любая страница договора может быть изъята и заменена.
- Продавец далеко не всегда готов вносить изменения в договор, даже если они касаются в т.ч. защиты его интересов.
- Текст договора, особенно в различных заведениях, нередко предоставляется непосредственно перед подписанием. Внимательно изучить многостраничный документ в нервных условиях перед действом сложно. Фактически клиент ставит подпись под документом, который изучил весьма поверхностно.
- Если заранее запросить текст договора, то при подписании бумажного варианта крайне сложно перепроверить, что это именно тот текст, что был прочитан в электронном виде.
Я заранее запросил у Тахира договор, чтобы полюбопытствовать как выглядит схема работы турецкой клиники на территории России и насколько качественно исполнен текст. Тахир любезно переслал мне текст документа. К слову, впоследствии в клинике это был именно этот текст, все четко.
Договор трехсторонний. Саму операцию (Исполнитель) как-бы проводит партнер Nurhair Center в Казани — Мадин-Клиника. Соответственно, Мадин-Клиника отвечает перед пациентом за все риски при операции. Nurhair Center выступает в качестве консультанта Мадин-Клиники и закрывает часть рисков для Исполнителя.
Схема вполне типичная для легализации работы иностранной клиники в России, чтобы не заморачиваться получением лицензий, которые в реальности, не особо и защищают потребителя. По-прежнему, честность всех участников договора — это единственная гарантия успешного мероприятия.
Мадин-клиника визуально выглядит очень респектабельно: хороший ремонт, большая площадь помещений и пр. Это точно не компания-однодневка. Маловероятно, чтобы руководство Мадин-клиники начало работать с сомнительной западной компанией, рискуя лишится лицензии и репутации в случае проблем с качеством операций. Мадин-клиника же предоставляет документы для возврата НДФЛ.
Что касается текста договора — он, в целом, неплох, хотя с точки зрения грамотного юриста далек от идеала. Я спросил у друга, который делал пересадку волос в Турции, насколько хорош тот договор. По его ответу качество договора «практически никакой» из серии «джентельменам верят на слово». 🙂 Впрочем, учитывая вышесказанное, большого смысла в договоре, в случае возникновения каких-то проблем со здоровьем, действительно немного. Здесь либо клиника идет на встречу и разрешает проблемы, либо несет некоторые репутационные риски.
В тексте договора есть ссылка на «Договор Оказания консультационных услуг № 1 от 24 июня 2021 г.» по которому Nurhair Center несет финансовую отвественность перед пациентом. Видимо, это уже серьезный документ между Nurhair Center и Мадин-Клиника, но мне на него взглянуть не удалось.
В тексте договора есть упоминание о средствах послеоперационного ухода, однако, из текст договора не ясно, предоставляет ли их клиника бесплатно (входит в стоимость операции), либо потребуется оплата, или пациенту нужно самостоятельно разыскивать эти средства.
Тахир упомянул, что для того, чтобы клиника была уверена в корректности послеоперационного ухода за волосами пациент должен в течении 10 дней еженевно пересылать фото головы для контроля специалистами клиники. В самом тексте договора об этом ничего не говорится, хотя очевидно, что для защиты рисков Исполнителя и Консультанта условия предоставления гарантии должны быть прописаны максимально четко доступным для простого обывателя языком.
В договоре упоминается о том, что «эффективность пересадки волос составляет 96 %». Видимо, речь идет о вероятности приживаемости волос. Тахир упоминал, что на темечке вероятность пониже, порядка 86%, но в тексте договора этих цифр нет, хотя логично было-бы для защиты Исполнителя и Консультанта указывать эти цифры. Впрочем, реального смысла в этом немного, ибо провести экспертизу для определения процента всходимости волос — явно недешево.
В договоре в приложении №3 есть раздел «Рекомендации и послеоперационный режим» в котром упоминаются моменты, которые пациенту нужно соблюдать после операции. Например, в первые 10 дней нужно исключить травмирование пересаженной части. Предостережения в договоре есть, но упущены некоторые моменты:
- В течении 10 дней нельзя одевать что-либо на голову.
- Если в этот период нужно выходить на улицу, то оперцию лучше проводить в достаточно теплый сезон, но не летом. Летом солнце светит и больше потеешь.
- Чтобы спать на спине — можно использовать подушку для самолета. Она снижает вероятность развернутся во сне на живот.
- Чтобы не испачкать подушку первые дни после операии можно использовать одноразовые пеленки.
В приложении № 4 есть анкета, которую нужно заполнять пациенту, но в ней не указаны противопоказания для выполнения оперции, которые могут снизить всходимость волос. Например, себорейный дермотит значительно ухудшает всходимость, поэтому его нужно для начала пролечить.
Я рекомендую до того как записались на операцию, особенно если живете в другом городе, попросить близких сделать фото головы, остановившись на проблемах с кожей. Возможно, сделать макросъемку и отправить куратору, чтобы максимально исключить момент, что вы приедете на операцию, а её нецелесообразно будет проводить из-за рисков низкой всходимости.
С моей стороны были незначительные правки в договоре. Собственно, включил вышеуказанные пункты, однако клиника правок в договор не принимает. Впрочем, с учетом, что договора оформленные подобным образом, по большей части — фикция и шансы выиграть в суде если что-то пойдет не так — минимальные, можно подписывать и такой простой вариант. В случае с медициной надежда на порядочность (риски потери репутации) турецкой компании Nurhair Center и Мадин-клиник.
Профессионализм врача клиники
В день операции я пришел в Мадин-клиник, внес предоплату, подписал договор. Вежливый переводчик провел в кабинет для первичного осмотра. Сообщил, что нужно будет взять кровь из вены для оперативного анализа, который займет примерно 15 минут. Как сказал Тахир, кровь берется для экспресс тестов «на наличие гепатита C, B и СПИД». Не знал, что есть такие быстрые тесты.
Затем пришел доктор Ясин, провел осмотр донорской зоны и после огорчил меня, сообщив, что на донорской зоне есть следы дерматита. Перед проведением операции его нужно обязательно пролечить. В противном случае, по их опыту, высок риск, что волосы не взойдут. Затем он отснял видео головы и отправил коллегам в клинику. После 15 минут медицинского консилиума был вынесен неутешительный вердикт — делать операцию рискованно. Волосы из-за грибка вызывающего себорейный дерматит могут не взойти, а донорская зона будет истощена. «Главное — здоровье», сказал Ясин.
Нынче в мире власть денег уж очень велика. У меня было немало случаев, когда принципы — ничто, а деньги все. Честно говоря, восхищен принцпиальностью и честностью доктора Ясина. Он вполне мог взять деньги за операцию. Если бы волосы не проросли всегда можно сослаться на индивидуалные особенности организма. Это-же все очень индивидуально. В общем, радует, что остались такие приницпиальные врачи.
Лечение себорейного дерматита
Клиника Nurhair Center предлагает следующий рецепт лечения себорейного дерматита:
- Таб. Флуконазол 150 мг – 3 таблетки (в инструкции указано — раз в неделю).
- Шампунь с Кетоконазолом (Кето плюс, Микозорал, Низорал, Себазол, Циновит, Сульсен форте, Ketoconazol Zn2+,
После нанесения средства на кожу головы и волосы рекомендуется сделать легкий массаж, оставить средство на 1-2 минуты, после чего смыть проточной водой.
Курс лечения: 5 дней подряд, 10 раз через день, и 10 раз через каждые два дня. Полный курс лечения составляет 1 месяц при использовании шампуня 2-3 раза в неделю. - Лосьон Белосалик. Наносят лосьон от себорейного дерматита Белосалик 2 раза в день в течение месяца. Если требуется более длительное применение, средством пользуются 1 раз в 2 дня.
Подруга — профессиональный дерматолог, порекомендовала использовать другой метод: 3 пачки «Сотрет» по 20 мг по одной таблетке в день. У «Сотрета» есть побочка при длительном использовании, но «За три месяца сотрета по одной капсуле в день… побочка ерундовая». Подробно про побочку от использования «Сотрет» в статье. Отмечу, что по моему опыту «Сотрет» дает хороший результат в части устранения дерматита. Однако, не помню уже насколько он длительный. При использовании «Сотрета» — уменьшается функция сальных желез и питание грибка. Кожа головы становится гладкой, как у ребенка.