Захотелось мне посетить Иран. Мысль родилась ещё в 2022 году, но дошла до воплощения только к осени 2023. Интересно было посмотреть на страну, как экономика справилась с 30-ти летними санкциями, какие люди, какие возможности для бизнеса и т.д.
Я предпочитаю ездить самостоятельно («жикарем»), но поскольку оплатить что-либо картами из России было затруднительно, воспользовался услугами турпоператора. Наиболее выгодные условия были у Библиоглобуса, на сайте которой я и забронировал тур.
7 дней без визы обошлись в 107 тыр., что не дешево для одного человека, но другие компании предлагали от 160 тыр. и выше и ещё доплата за одноместное проживание. 🙂 Виза обошлась в 15 USD — оформление приглашения на получение визу — это ещё в России. И затем 70 USD оплата налом по прилету в Иран. Это при том, что с 1 августа 2023 уже был анонсирован безвизовый въезд для групп от 5 человек. К сожалению, на конец сентября 2023 к моменту поездки система была не отработана ни с той, ни с другой стороны. В Россию не въедешь без визы из Ирана и в Иран из России. Думаю, к 2024 году ситуация наладится и можно будет немного сэкономить.
Ещё одна бесполезная трата и здесь косяк целиком на Библиоглобусе — ПЦР тест. Он стоит порядка 1000 руб. и, как показала практика, совершенно не нужен. Никто при въезде в Иран ПЦР и/или температуру не проверяет и всяческих страстей про карантин и пр, что написаны на сайте Библиоглобуса, отсутствуют. Причем, одногрупница в туре сказала, что даже нашла официальное подтверждение где-то на сайте посольства Ирана.
Из минусов организации: у Библиоглобуса нельзя заранее приобрести симку. Как оказалось по прилету в Иран, другой туроператор такую возможность предлагал, выдавая симки по прилету.
По прилету до прохождения через таможню нужно зайти в офис где выдают визу, предъявить электронное приглашение, заплатить 70 USD и в обмен получить распечатанный листочек с визой. На нем штрих код и фото по которому в случае чего могут идентифицировать. Листочек никоим образом не вклеивается в паспорт, печатей на таможне при вылете/прилете не ставится, соответственно, выкинули листочек и, вроде как, нет документов подтверждающих посещение этой страны.
Забегая вперед скажу, что этот листочек нигде не потребовался. При вылете его не спрашивают. Наверняка все данные о дате прилета человека и сроке действия визы есть в системе и таможенник их видит. Срок на который дают визу, очень короткий, буквально на несколько дней больше заявленных сроков пребывания в стране.
Также по прилету можно купить местную страховку. Как мне объяснили — она недорогая и иметь её полезно, наряду с медицинской страховкой, которую делает туроператор. Смысл в том, что при возникновении инцидента в Иране, российская страховая компания не сможет перевести деньги в медучреждение Ирана из-за санкционных ограничений. Поэтому пострадавший сначала сам оплачивает лечение и по прилету в Россию страховая компания возмещает затраты. При наличии страховки купленной на месте, вроде как, таких сложностей нет. Но официального подтверждения у меня нет, так что пересказываю то, что услышал в очереди на таможню. 🙂
Прохождение таможни — довольно длительная процедура. Хотя людей было сравнительно немного, прилет поздно ночью, но очередь продвигалась довольно медленно. Но самая долгая процедура — на Гоа, впрочем, там и людей прилетает в разы больше. Никаких проблем с таможенниками в Ирене не было. Непосредственно прохождение через них очень быстрое, глупых вопросов про «цель приезда» и пр. не задают. 🙂
Встреча в аэропорту
У Библиоглобуса партнер со стороны Ирана — компания «Nadia Parvaz»: info@nadiaparvaz.com. Сайт: www.nadiaparvaz.com
Nadia Parvaz, info@nadiaparvaz.com, www.nadiaparvaz.com Tel:021-41579,Postal Code: 1965614111 4th Floor, Leo Mall Complex, Fereshteh Avenue, Tehran, Iran Горячая линия: +98 910 589 67 23, +98 912 337 03 55 |
При прилете встречает русскоговорящий иранский гид, весьма опытный, как оказалось. Контакты гида, с его согласия, скидываю. Человек порядочный, говорит по-русски довольно хорошо, внимательный. E-mail: mohammadghavidel@yahoo.co.
Из минусов встречи, которые выяснились позже, но хорошо было бы их знать при прилете:
- Интернет в Иране в большинстве отелей очень медленный. Из-за того, что приходится практически всегда пользоваться VPN — скорость становится ещё хуже. Поэтому лучше сразу в аэропорту приобрести симку местного оператора Irancell. Тур очень плотный и в отель мы приезжали достаточно поздно, поэтому и речи не могло быть, чтобы искать офис Irancell в городах пребывания и успеть до закрытия.
- Поменять USD/EUR на местную наличку можно не во всех городах, а деньги нужны сразу, поскольку обеды в тур не включены. Поэтому 50 USD стоит поменять сразу в аэропорту, но не в банковских обменниках, где курс неважный. Возле обменников крутятся менялы, которые дают курс существенно лучше. В городах курс у менял ещё лучше, но тут выбирать не приходится. Чтобы плотно пообедать в ресторанчике с шведским столом нужно порядка 8 USD на человека.
- С менялами есть некоторые риски, что обсчитают, поскольку при обмене 50 долларов единомоментно становишся миллионером, а банкноты непривычные. Курс 1 USD у менял порядка 45 тыс. риалов (IRR). 50 USD — порядка 2,250 млн IRR.
- Гид предлагает также карты местных банков с зачислением денег из офиса, т.е. отдаешь USD гиду, он пишет в офис туроператора и те пополняют карту по какому-то курсу. Опробовать этот способ не получилось. Девчонки в группе дружно возразили против такого способа оплаты, опасаясь, что на местных рынках не получится расплатится. Хотя, по факту оказалось, что даже у мелких лавочников есть беспроводной терминал для оплаты картой. При этом в некоторых местах оплатить налом сложнее. Хотя и не так проблематично, как в Китае.
Люди
Во всех своих поездах мне наиболее интересны люди. Персы/иранцы мне понравились. 🙂 На мой взгляд вполне себе добродушный народ. Не агрессивный. Когда мы обращались за помощью к местным, даже если они не могли толком говорить на английском — пытались помочь. Были те, кто говорил на русском. К россиянам относятся хорошо. Собственно, в поездках мы пересекались только с группами вездесущих китайцев. 🙂
В городах мало людей, просящих милостыню. Вполне возможно, что это афганцы. Такие люди есть, но не настолько настырные, как в Египте или Индии.
Очень мало курящих. Практически нет. Возможно, отчасти поэтому чисто. 🙂
Пока что для местных русские скорее редкость. Некоторые просили сфотографироваться с нами. 🙂 Подозреваю, что из-за наших девчонок, небрежно носивших платки. 🙂 Мы c удовольствием фоткались с местными.
Чувствуется, что немало хорошо образованных. Есть книжные магазины. Молодежь не втыкает повсеместно в мобильники. 🙂 Возможно, из-за необходимости поднимать VPN. 🙂
То, что инженерные кадры в Иране на достойно высоком уровне подтверждает факт, что сейчас не менее 90 процентов всех автокомпонентов Иран производит самостоятельно. Россия к такому показателю стремится подойти к 2035 году.
Вместе с тем, Россия нужна Ирану гораздо больше. В среднесрочной перспективе Иран мог бы заместить парк древних гражданских самолетов Airbus, используемых на авиалиниях в Иране, на российские самолеты Sukhoi Superjet 100 и МС-21, продолжить строительство АЭС в Бушере, обновить железнодорожное сообщение и многое другое.
В Иране, визуально, ИТ находится на более низком, в сравнении с Россией, уровне. Примерно на европейском. 🙂 В этом направлении совместный бизнес также весьма интересен, если успеть раньше вездесущих китайцев. 🙂
Собственно, у русских движуха и креатив начинается, когда кто-то начинает ограничивать размеренную жизнь. 🙂
Деньги
с наличкой в Иране непривычно. Мне не доводилось в поездках встречаться со столь своеобразной системой. Популярная банкнота у менял — 500.000 купюра иранского риала (IRR). Она встречается в двух вариантах: новый и старый образец.
В торговле, например, в кафе, ценник могут называть в туманах. Это не какая-то другая валюта, просто 1 туман равен 10 риалам. Соответственно, если называют цену в туманах, то надо умножать на 10, чтобы получить риалы. Например, 100 туманов — 1000 риалов.
Но путаница на этом не заканчивается. На новых банкнотах указаны две цифры, например 500.000 и 50, где 50 — это номинал банкноты в туманах, но только здесь 1 туман равен 10 000 реалов. На новых банкнотах четыре ноля IRR указаны отличающимся шрифтом, более бледным.
500.000 IRR — это порядка 11,5 USD на 09.2023. В ресторанах с шведским столом обычно ценник в районе 400.000 IRR ~ 8 USD. Набор блюд разнообразный, просто ужраться. 🙂 Все пересчеты очень примерные. Сначала мы предполагали, что гид возит нас по дорогим ресторанам для туристов. Но когда выходили вечерами поужинать самостоятельно и сами выбирали местные заведения — порядок цен был схожим.
Другая свежая ходовая бумажка — 1.000.000 IRR или 100 новых туманов или около 23 USD.
В общем, внимательнее, если будете менять у менял. Лучше с помощью гида менять.
По ценам в музеи, посещение мечети или иного музея что-то в районе 100.000 IRR, т.е. ~2,3 USD. Самый дорогой музей был в Тегеране — Дворец Голестан — 600.000 IRR, но там собраны порядка 20 музеев с одним входом.
VPN
Без VPN по местному интернет мало куда можно попасть. Работает e-mail, но не работают все популярные мессенджеры и многие российские сайты, например, соцсети.
PPTP корпоративный VPN также не работает. Так что приготовьтесь к цифровому детоксу. 🙂
Перед отъездом в Иран нужно накачать на мобильный различные бесплатные VPN клиенты. Одного недостаточно, поскольку в одном отеле может работать один VPN клиент, а в другом — иной.
Гид использовал Ostrich VPN. У меня нормально работали TOP VPN, Tondo VPN. Lantern, AdGuard VPN. Всего у меня стояло 17 VPN клиентов. Пробовал не все. На некоторых закончился триал ещё с поездки в Китай.
Хороший вариант — подключить роуминговый тариф на российском мобильном операторе. Например, на Tele2 нормально работали все мессенджеры, без VPN. Аналогично на Мегафоне на тарифе для мессенджеров 200 руб. в сутки. Шаринг интернета нормально отрабатывает, как при этом считается тариф — лучше уточнить в офисе оператора. Билайн тоже нормально работал. МТС не работал совсем.
Цифры и даты
В Иране есть ряд непривычных моментов, с которыми больше нигде не сталкивался.
Во-первых, разница с Москвой всего 30 мин. Довольно непривычный сдвиг часовых поясов. Первый раз с таким сталкиваюсь.
Во-вторых — персидские цифры вместо привычных «современных». Счет из ресторана на семерых. Поели на 37 лямов IRR. 🙂
Хорошо хоть финальная сумма указана привычными цифрами. Кстати, далеко не во всех заведениях это так. В этом счете циферки за конкретные позиции и количество — персидскими цифрами.
В одном кафе цифры в меню были написаны от руки. Это вообще жесть. Особенно, когда официанты в таких заведениях не говорят по английски от слова совсем. Выручает калькулятор, на котором местные набирают цифру счета.
Третий непривычный момент в Иране — летоисчисление. Оно у них не по привычному для нас григорианскому календарю, а по иранскому или солнечная хиджра. Это астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма.
Фото из салона лайнера на котором возвращались из Шираза в Тегеран. Нынче в Иране 1402 год. Авиакомпания на фото основана в 1305 году, т.е. в 1926 году. 97 лет авиакомпании — нехилый такой срок. Интересно, конечно, на чем летали? 🙂 Это к слову о продвинутости Ирана.
Отели
Отели в Иране весьма неплохие. Наиболее колоритный отель в г. Йазд.
В других городах отели европейские, ничего примечательного. Чисто, хорошие завтраки, шведский стол. Блюда во всех отелях примерно одинаковые. Наиболее разнообразный завтрак был в Тегеране, в бывшем отеле Ibis, в аэропорту.
На завтрак из мясного максимум нарезанные сосиски с омлетом. Фрукты в сентябре, которые подают в отеле: финики, арбузы и дыни. Дыни сравнительно редко. Блинчики в редких местах. Довольно вкусный мягкий сыр во всех отелях. Чай из пакетиков и порошковый кофе. Везде были соки. В общем, завтраки достойные.
Из особенностей отметил, что в Иране, как и в Китае в туалете отсуствуют ёршики для унитаза. Благо, в туалетах этих стран есть смеситель для биде и можно напором промыть унитаз. 🙂
При самостоятельном бронировании отелей по ссылкам с форумов мне попался разве что один сайт: HostelWorld. Во всех остальных привычных сервисах Иран отсутствует как класс.
Хорошо было бы, чтобы наши сервисы Sutochno.ru, Tvil.ru, QQrenta.ru, Avito.ru и пр. активнее проработали отели Ирана, чтобы они присутствовали в их сервисах.
Транспорт
Мы с группой перемещались на новеньком микроавтобусе иранского производителя Iran Khodro под брендом «VANA». Моё фото:
Фото из Интернет:
Дизайн выглядит современно. Сравним с Газелью:
Это притом, что в списке https://en.wikipedia.org/wiki/Iran_Khodro_Diesel упоминается, что, похоже, какие-то модели ГАЗели иранский завод выпускал.
Микроавтобус VANA удобный: высокий потолок, кондиционер, удобные сиденья, приличный дизайн как снаружи, так и в салоне и пр.
В Тегеране было немало новых автобусов Iran Khodro, наряду с убитыми Mercedes, Volvo и пр.
На дорогах помимо легковых машин Iran_Khodro и SAIPA немало Renault и Peugeot. Иранская реинкарнация Renaul Logan называется Tondar 90 и выглядит вот так:
По информации с Autonews:
Renault Logan первого поколения производился в Иране на заводе компании SAIPA с 2007 по 2018 год под названием Renault Tondar 90. После усиления западных санкций в отношении Ирана сборка остановилась. В 2020 году SAIPA анонсировала проект P90, в рамках которого планировалось радикально обновить внешность и техническую часть Tondar 90.
Судя по свежему виду этих машин, сборка не остановилась. 🙂
Машины в пробках в Тегеране преимущественно уровня Renault Tondar, так что либо люди не особо зажиточные, либо не кичатся этим, как в Москве. 🙂
В городах очень много мотоциклов. Не как в Китае, где преимущественно электрические. Бензин в Иране очень дешевый, поэтому никаких электробайков. Байкеры норовят проехать по тротуарам или по узким пространствам рынков. Делают это довольно виртуозно, хотя и реально стремно на это смотреть. Шлемы и средства защиты у всей этой толпы байкеров отсутствуют.
В туре мы перемещались по городам: Тегеран -> Эсфахан -> Йезд -> Шираз и уже на самолете внутренним рейсом в Тегеран.
Дороги в Иране весьма добротные. Между городами скорость авто приличная. Выбоин нет. Не трясет. Машина идет ровно. В окне, обычно, постоянные виды пустыни, виды однообразные, так что спится очень хорошо.
Города
Что стоит отметить, в городах очень чисто. Вот фото из метро в Ширазе:
Собственно, в городах такая чистота практически везде. Даже на второстепенных улочках. Но, что несколько раздражает, как и в городах Узбекистана, вдоль улиц идут открытые канавы. Так что надо смотреть под ноги.
В Тегеране очень пробочно. Сам город по архитектуре мне не особо понравился. Здания в городах скорее относительно современной архитектуры. И островками вкрапления исторических зданий.
Собственно, в городах привычно.
Зашел в подъезд посмотреть, инфраструктура старенькая, но все чисто. Счетчики электричества и газа у входа в подъезд. Все чисто. Никаких графити и пр. на зданиях.
О женщинах
За рулем машин немало женщин. Так что стереотип, что женщины в Иране бесправные и сидят по домам не соответствует действительности.
Девчонки носят джинсы, не сильно запариваясь тем, чтобы скрывать лодыжки. Некоторые предпочитают длинные юбки — выглядит женственно. Платки нередко на плечах, как будто спали с головы. Назидательный патруль в Иране не столь активен. Главным образом их представители есть в мечетях и других исторических зданиях. На улицах их не заметно.
Попадается довольно яркая жизнерадостная одежда. По крайней мере, платки можно найти всех цветов и оттенков.
Фото из Интернет:
Аэропорт
В Тегеране несколько аэропортов. Местные авиалинии прилетают в аэропорт Мехрабад, примерно в 9 км от центра города. Международные рейсы — в международный аэропорт Имама Хомейни примерно в 40 км от центра города. Трансфер не близкий.
Из аэропорта Имама Хомейни вылеты на табло были во все арабские страны. Так что о каких-то санкциях говорить можно только в разрезе того, что не было видно прямых рейсов в европейские страны.
Важный момент на который нужно обратить внимание при возвращении в Россию. Когда заходишь в аэропорт в Тегеране, практически сразу натыкаешься на гигансткую змейку очереди. Это лишь очередь на первый секьюрити чек. Очередь двигается довольно шустро, но вылет был около 4 часов утра. Скорее всего в это время народу меньше, однако, чтобы дойти до первого пункта охраны потребовалось более 40 минут.
Проверка мужчин и женщин раздельная. Досмотр женщин длится существенно дольше, чем мужчин. В общем, времени на это уходит немало, поэтому гид рекомендовал прибыть в аэропорт за 3,5 часа.
После прохождения досмотра стандартная регистрация на рейс. Затем паспортный контроль для определенных гейтов, нескольких, но не всех, как обычно в аэропортах. Второй паспортный контроль ничем не примечателен. Также раздельная проверка мужчин и женщин, но проходит относительно быстро, т.к. людей вылетающих через гейты обслуживаемые пунктом проверки, значительно меньше.
Очередь, как и при прилете, движется медленно. После паспортного контроля сразу попадаешь в магазинчики duty free. И уже из duty free, пройдя через второй security check, попадаешь в зону вылета, где есть несколько скромных магазинчиков.
В остальном, все как обычно. Загрузились на самолет, 4 часа лету и в Москве.