Прошло более 7 лет с тех пор, как был развод. С тех пор я не общался с дочерью. Раньше заходил в школу, чтобы её повидать. Потом понял, что мне это доставляет больше боли, чем радости. Да и её проявления на таких «свиданиях» не были позитивными. Когда она побежала к классной «стучать», что я пришел — это уже верх извращенной «промывки» мозгов ребенка… В общем, я перестал наведываться в школу. Тем более, что приходилось с охраной и всевозможными завучами договариваться. Нынче доступ в школу, как в тюрьму. 🙁
О судах и пр. я писал в предыдущих статьях. Мама защищена в России максимально. Если она не хочет давать отцу видется с ребенком и достаточно умна, то воспрепятствовать этому крайне проблематично. Здесь уже приходится выбирать, либо потенциальные проблемы с психикой у ребенка из-за «дележа», причем это в детском возрасте, проблемы в дальнейшем могут на всю жизнь остаться, либо отсутствие общения. Последний вариант, возможно, более гуманный для детской психики. Время покажет.
А времени прошло много. Спустя года 3 понимание того, что дочь зомбирована мамой/тещей и, очень вероятно, что с ней не получится пообщаться когда-либо по-нормальному — сильно уже не трогает. Я думаю любой человек с стабильной психикой вполне готов к подобным расставниям. Это из разряда, никто не хочет потерять близких, но если такое происходит — жизнь на этом не заканчивается, но может появится неожиданный поворот.
Да, печально… Слезы наворачиваются от бессилия, когда думаешь, что не сможешь больше обнять своего ребенка, съезить куда-нибудь вместе, поболтать без каких-то навязанных извне органичений, а она не назовет папой, но жизнь идёт своим чередом. Всегда можно найти какие-то интересные занятия, которые нивелируют боль от потери и добавляют пестрых красок жизни.
Хотя, периодически накатывет грусть. Не то чтоб я как-то ежедневно вспоминал дочь. Рабочая круговерть не дает глубоко уйти в печаль. Точнее, скорее наоброт, я нахожусь в постоянной рабочей, спортивной и пр. движухе, чтобы не уйти в печаль. В первом случае как-то позиция жертвы получается, как будто меня принуждают заниматься нелюбимым делом или спортом. 🙂 Вспоминаю дочуру временами, но, пожалуй, на этом и все. Её детский портрет на полке привносит иллюзию близости, как будто она просто в пионерлагерь надолго уехала.
За годы расставания много что произошло. На самом деле сильно «колбасит» только первые 3 года. Затем психика адаптируется и все в целом нормализуется. Но есть такой момент, который трезво отмечаешь и можешь говорить об этом спокойно лишь спустя некоторое время. Он не связан непосредственно с ребенком, скорее с ситуацией, когда она стала вынужденным заложником мамы и бывшей тещи.
Первые 3 года довольно сильно ненавидишь, хотя слово не совсем корректное, возможно, недоверяешь, женщинам. Когда я писал какие-то посты в соцсетях, статьи в своем блоге, делал перепосты или что-то такое, то частенько, не особо задумывался, что эти материалы были о каких-то негативных моментах связанных с женщинами. В подругах, с кем встречался, тоже всплывает вот этот негативный фильтр. Как будто все позитивное, что есть в человеке приходит ослабленным, а вот отрицательное выпирает, только в путь. Это очень плохой момент, который разрушает любые отношения. Это из разряда «обжегся на молоке дуешь на воду».
Наверное, это некоторый подсознательный подход обобщить свой, казалось бы, неудавшийся опыт семейных отношений и как-бы обвинить в этом слабый пол в целом. В общем, это лечится, но, скорее всего, не до конца. «Опыт не пропьешь». 🙂 Но я поизучал психологию, был на гештальт-интенсиве, о чем был отдельный блок статей, перечитал ряд книг о отношениях и пр. В общем, мне пришлось это как-то изживать через осознание.
Сейчас я благодарен Богу за то, что у меня были разные отношения с девчонками за эти годы и они в чем-то вправили мои мозги. И я очень сильно надеюсь, что я не не оказал на их психику деструктивное влияние и они тоже извлекли нужный им положительный опыт. 🙂
В общем, психика человека крайне адаптивна и вполне себе вбирает, перемалывает и упорядочивает любые жизненные неурядицы. В результате с годами становишься в чем-то жестче, прагматичнее, опытнее, но одновременно и более гибким, менее категоричным. Какие-то проявления людей воспринимаешь без осуждения, поскольку понимаешь, что истинная мотивация человека в той или иной ситуации может отличаться от того, что видишь. Инструктор-психолог на гештальт-интенсиве не раз говорил, что искать нужно ИСТИННУЮ мотивацию человека, а не ту, что он демонстрирует или в первую очередь приходит в голову.
Что могу сказать после этих более 7 лет в разлуке с дочерью. Ничего не забывается. Возможно, что-то притупляется, уходит на задний план, как-бы нет человека в доступности, но связь с ним не пропадает. Периодчески вспоминаешь, грустишь. Поутру не помнишь сон, но помнишь ощущение, что человек, которого любишь, там был. Думаешь, что, наверное, у неё все хорошо. Немного грустно, что не можешь помочь делом или словом в каких-то жизненных ситуациях, но что делать…
Отец прислал найденный где-то на просторах Интернет опус. Сравнительно хорошо дано определение любви:
Когда я учился в универе, был у нас один интересный препод. На его лекциях постоянно случались очень увлекательные беседы и обсуждения на самые разные житейские темы. Как-то раз кто-то из моих одногруппников поинтересовался у него во время пары:
— А как вы считаете, в чём ценность любви?
Тогда препод молча достал из кармана пятитысячную купюру и поднял над головой со словами:
— Кто-нибудь из вас хочет забрать эти деньги себе?
В аудитории лес рук. Тогда препод сильно помял купюру и повторил свой вопрос. Как того и следовало ожидать, все опять подняли руки.
Но профессор не собирался сдаваться. Он бросил деньги на пол, потоптался по ним, после чего спросил:
— А в таком виде они вам всё ещё нужны?
И снова все студенты подняли вверх руки.
— Вот вам и урок: что бы я ни делал с этой купюрой, она сохранила для вас свою ценность. Каждый из нас в какой-то период своей жизни может столкнуться с серьёзными трудностями и проблемами, оказаться ненужным, брошенным, оскорблённым. Такова жизнь. Но знайте: вы никогда не утратите своей ценности для того, кто вас по-настоящему любит. Что бы с вами ни происходило.
Всегда остается надежда, что какая-нибудь из отправленных открыток не будет перехвачена «ПВО» и дойдет до дочуры. Когда-нибудь поймет, что я её не оставлял, хотя, наверняка, сейчас ей видится именно так. Впрочем, она девчонка умная, может и по-другому думает. Возможно, у неё необходимости в общении нет, или маму боится расстроить, поэтому не выходит на контакт. Если понадоблюсь — найдет, это несложно, а я всегда готов к диалогу.
И есть ещё одна мысль, которую я старательно отгоняю, поскольку, выглядит негуманно, но… периодически всплывает. Хочется, чтобы бывшая супруга хотя-бы какое-то время провела в такой-же изоляции от своего ребенка, что есть у меня. И главное, поняла каково мне было, да и есть, задумалась, зачем она это сделала и честно все рассказала бы дочери. Без фейков информационной войны.
Мне сомнительно как-то, что она способна понять свои ошибки и поделится этим с дочерью, но это было бы и ей и дочуре явно на пользу. Сомнительно, поскольку за все время ни разу не пошла на контакт, просто игнорирование. Самый садистский способ обойтись с человеком — игнорировать. Но и лгать, чтобы поддерживать ненависть ребенка к отцу — вредно для здоровья, как лгуна, так и того, кому такие истории предназначены.
Лирическое отступление
Некоторое время назад на ум пришло такое сравнение. Есть два давних геополитических противника: Россия и США и «подкаблучники» ЕС. В разное время у нас были разные отношения, но конкуренция никуда не делась. Да и взаимное охаивание противника. 🙂 Стороны не стремятся найти какие-то положительные моменты, признать ошибки и выстраивать диалог на этой почве. Оба оппонента в постоянном желании придавить другого, чтобы «пройтись по головам» в этой конкурентной борьбе.
Когда я был в странах ЕС, при просмотре ТВ каналов ощущал некоторый информационный прессинг, когда упоминалась Россия. Обвинения в каких-то резко отрицательных моментах, в которых и логики-то немного. Даже не особо продвинутому понятно, что тут что-то не то, достаточно «включить мозги». Но местные от постоянных информационных помоев поневоле начинают всему этому верить, ну или, как минимум, сомневаться. Хотя, сколько я ни ездил, у меня никогда не было каких-то конфликтов с местными жителями. Даже в, казалось-бы, агрессивно-русофобско настроенных странах, вроде Польши, на уровне простого населения я не заметил какого-то явного негатива.
Мне довелось полтора месяца изучать язык в Манчестере с ребятами из разных стран. У нас не было каких-то конфликтов. Хотя, я был один русский в языковой школе, а в группе были немцы, итальянцы, колумбийцы, испанцы, мексиканцы, голландцы, французы, японцы. И я замечательно общался с хозяйкой дома. Она с семейством эмигрировала из Африки в UK давно. В общем, на уровне простого населения все достаточно миролюбиво. Я, конечно, не знаю, что они обо мне думали, возможно и был какой-то навеянный СМИ негатив, но это никак не проявлялось. С некоторыми из них мы до сих пор в теплых отношениях.
Так вот, эта информационная война, несомненно, промывает мозги и как-бы не сопротивлялся, чтоб там логика не подсказывала, постоянный негатив добавляет сомнений. Но, есть уверенность, что смени в трансляциях ТВ и прессы знак с минуса на плюс и изрядно «промытые» мозги будут «регенерировать», освобождаться от помоев, «отмываться». 🙂 Все-же, хочется верить, что человек существо скорее добродушное, порядочное, гуманное, желающее жить в дружбе и мире с другими.