Нередко бюджеты (план/факт) даже в «продвинутых» компаниях «рисуются» в Excel. Это не совсем верно, чревато ошибками, но так проще.
В совсем продвинутых — платежи загружаются (вбиваются) в учетную систему (например, 1С), там разбиваются по категориям (Расходники, Канцелярка, ГСМ, Страховка авто и пр.), по отделам/ЦФО и в 1С и заполняются. Или выгружаются в виде готового бюджета (план/факт) в Excel и заполняется линейными руководителями. План, естественно, вносится после утверждения в начале финасового периода.
В компаниях не столь развитых процесс несколько более сложный. Кто-то как-то собирает данные по оплатам и заполняет Excel файлик с план/фактом. Ячейки с планом защищаются от изменений, иначе это уже не план. 🙂
Идеально если банк при выгрузке выписки в Excel может добавить колонку с списком категорий, которые можно задать для платежа. Т.е. бухгалтер проводит платеж и проставляет к какой категории он относится. В этом случае при получении файла с оплатами достаточно использовать сводную таблицу, чтобы быстро получить факт помесячно.
Когда бухгалтер вбивает при оплате назначение платежа — это произвольный текст, который может меняться, в нем могут быть ошибки в орфографии и пр. По нему сложно однозначно сопоставить категорию с оплатой, но можно.
Сбербанк
В веб интерфейсе корпоративного «Сбербанка» можно выгрузить выписку в Excel, но снабдить платеж комментариями (помимо назначения платежа) или категориями выбранными из списка — нельзя (апрель 2018). Получается, что нужно, например, ежемесячно выгружать данные из банка, и в отдельную колонку вручную прописывать категорию. Выглядит как сизифов труд, поскольку при очередной загрузке категории нужно вводить снова.
Другой вариант решения — добавлять данные, а не замещать, но есть риск появления дубликатов. Да и ручной труд при разметке записей о платежах отнимает время.
Хотелось бы оперативно размечать категории на основании данных из поля назначение платежа и названия юрлица. В принципе, этой информации достаточно, чтобы отнести платеж к нужной категории.
Add-ins для Excel
Поскольку функционал формул Excel не позволяет решить эту задачу, написал Excel VSTO Add-Ins: SberbankRecordsProcessorSetup.
Для инсталляции достаточно:
- Распаковать содержимое архива в папку с произвольным именем.
- Запустить SberbankRecordsProcessorSetup.msi файл.
- Файл не будет задавать вопросы и установит все компоненты обработчика Сбербанковских Excel выписок в папку: C:\Program Files (x86)\Sberbank Records Processor Excel Add-In\
Работает крайне просто:
- На сайте «Сбербанка» для бизнеса заходим в «Счета и выписки» -> «Экспорт выписок» -> «Скачать файлом».
- Выбрать счет и период за который сформировать выписку.
- Формат: Excel. Тип формы: «Выгрузить операции в Excel в виде таблицы«.
- Скачиваете выписку.
- Открываете выписку в Excel.
- Заходите в пункт меню «Банк» -> «Обработать выписку».
- Первый раз возникнет диалог для указания пути к CSV файлу в котором заданы правила категоризации оплат. Пример этого файла в папке с установленными файлами: C:\Program Files (x86)\Sberbank Records Processor Excel Add-In\Search.csv. Можно использовать его в качестве образца для создания файла для своих нужд.
- Не переименовывайте закладки в Excel!!! Выписка загруженная от Сбербанка должна быть на закладке «Движение средств«. Таблица с данными для категоризации загрузится на закладку «Поиск«.
- После обработки, если нет ошибок, то:
a. На закладке «Движение средств» после колонки «Назначение» будет добавлены колонки: «Категории» и «Месяц».
b. Будет создана доп. закладка «Сводная таблица» с собранной для анализа сводной таблицей.
- По каждой категории можно развернуть детали нажатием на + и посмотреть назначение платежа указанное бухгалтером.
- Для проверки цифр, что нигде ничего не потерялось достаточно посмотреть в выписке «Сбербанка» сумму внизу и сравнить её с расчетной в сводной таблице. Если ничего не потерялось, суммы совпадут.
- Если нужно передать данные для ручного переноса в бюджет (план/факт), то фильтруя по категориям нужно несколько секунд, чтобы удалить данные, которые не нужно видеть сотрудникам, переносящим цифры.
Файл категорий
Для простановки категорий для затрат используется CSV файл. Путь к нему запрашивается при первом старте обработки, либо если снята галка с «Загрузить категории».
Файл очень простой, редакируется в Excel и сохраняется в CSV UTF-8 файле.
Выглядит крайне просто:
- Категория — это название категории к которой будут отнесены затраты которые попали под «Ключевая строка в назначении» и «Юрлицо».
- Ключевая фраза в назначении — поисковая строчка, которая проверяет по колонке «Назначение» в выписке «Сбербанка» подходит ли назначение указанное бухгалтером. Можно использовать символ * для замены любого количества символов. Рекомендую давать максимально детальные поисковые запросы. Если есть номер договора по которому идут регулярные оплаты — лучше указать его. Это позволит минимизировать ошибки неверной категоризации, если поисковый запрос слишком общий. Ключевая фраза должна быть указана в обязательном порядке.
- Юрлицо — производит дополнительную проверку по полю «Контрагент» в выписке «Сбербанка». Если указано юрлицо, то категория будет присвоена ТОЛЬКО в случае если ключевая фраза совпала и юрлицо.
Категории в файле могут повторятся сколько угодно раз, поскольку бухгалтер может вводить назначение платежа произвольно. Кроме того на усмотрение аналитика относить отдельные статьи затрат к разным категориям, или объединять в одну. Например, в примере есть затраты генерерируемые автоматически «Сбербанком»: «Комиссия за ведение счета» и «СМС-информирование по Корп.Картам». Можно разнести их по разным категориям или объединить, поскольку суммы небольшие и детализацию можно посмотреть, развернув детали сводной таблицы.
Категория | Ключевая фраза в назначении | Юрлицо |
Uber | HELP.UBER.COM*Amsterdam | N8610 |
Зарплата | Перечисление заработной*платы | |
Зарплата | Зарплата*за | |
Пенсионное страхование | Страховые*взносы*пенсионное*страхование | |
Билеты | WWW.RZD.RU | |
Банковские услуги | Комиссия*ведение*счета | |
Банковские услуги | СМС-информирование по Корп.Картам | |
НДФЛ | Налог на доходы физических лиц |
P.S. Excel add-in написал за вечер и до сего момента мне не приходилось разрабатывать плагины для Microsoft офисных приложений, так что «извиняйте если что не так». 🙂 Наверняка пропустил какие-то обработчики ошибок. Если найдете ошибки при работе или появятся предложения по улучшению — контакты на кнопке «Об add-in». Приятного пользования.