Прогнозы сбываются. Skype наступает.

В заключении своей прошлогодней статьи «Телеком. Взгляд аутсайдера.» было высказано предположение о постепенном вытеснении операторов традиционной телефонии, продолжающих продавать эти услуги втридорога, Skype-ом и другими VoIP операторами.

Сокращение кол-ва МГ/МН минут у традиционных операторов телефонии из-за Skype. Источник: TeleGeography.

По данным из различных источников (например, TeleGeography) за пять лет (с 2005 по 2010) Skype увеличила свою долю в объеме международного рынка голосовых звонков с 2,5% до 14% (по оценкам iKS Consulting в 2010 году уже более 20%). По оценке Ростелекома использование Skype в России для передачи трафика дальней связи привело к потерям операторов фиксированной связи в размере ~10,5 млрд. руб. По данным компании Juniper за период с 2010 по 2015 год мобильный VoIP трафик вырастет примерно в 30 раз. По сути роуминг в сетях сотовых операторов уйдет в небытие с развитием 3G/4G мобильного интернета и Skype, в т.ч. аналогов, например, Google Voice, Apple FaceTime и др.

Операторы мобильной и фиксированной связи пытаются воспрепятствовать проникновению Skype и отъеданию доли доходного рынка дальней связи. Наиболее агрессивно в России некоторое время назад реагировал «Мегафон», первоначально пытавшийся блокировать звонки в своих сетях через Skype. Skype ответил адекватно на попытки операторов заблокировать трафик, маскируя его, усложнив тем самым процедуру блокировки, сделав её более сложной и дорогой. В ответ «Мегафон» запускает аналог Skype — сервис «Мультифон». В целом — верный шаг, поскольку экономические методы в данном случае наиболее верны, а позиция силы — неуместна. Следом за «Мегафон»-ом аналогичной разработкой планирует заняться «Билайн», но пока самого продукта нет, т.е. предлагать нечего. МТС занимает выжидательную позицию, считая, что использование VoIP продуктов — слишком сложно для конечных пользователей. МТС сильно ошибается, поскольку сложность постепенно нивелируется — использовать Skype на iPhone/Android ничуть не сложнее, чем набрать номер на мобильном, а экономия стоит того, чтобы изучить новые технологии. Кроме того среди пользователей растет доля тех, кто родился в век, когда компьютеры стали обыденной вещью.

Что касается замечаний операторов о проблемах с качеством, то они несколько лукавят, выдавая желаемое за действительное. Да, года три назад развитие сетей широкополосного доступа (ШПД) в России не позволяло качественно использовать VoIP. Сейчас ситуация иная. В одном из проектов нам приходилось довольно много общаться с компанией-подрядчиком, расположенном в другом городе. Представители этой компании звонили нам на Skype транк Asterisk-а (сам клиент Skype внутри нашей компании запрещен) и мы проводили часовые беседы. На моей памяти только раз за все время был обрыв соединения, качество же голоса всегда было на уровне сопоставимом с качеством традиционной телефонии.

Microsoft покупает Skype

Пожалуй, это событие не сулит ничего хорошего операторам традиционной телефонии. С анализом причин, побудивших Microsoft раскошелится на небывалую доселе в истории компании покупку за 8,5 млрд. $, можно познакомится здесь и здесь. Со своей стороны остановлюсь на наиболее интересных для корпоративщиков моментах и своей оценке этого приобретения.

Позитив

Итак, с приобретением Skype у Microsoft появляется возможность изящно дополнить своей сервер коммуникаций Lync (до недавнего времени — MS Communication Server) весьма популярным Skype транком. В результате корпоративщики обретут очень интересные возможности. Если раньше с помощью Lync сервера можно было устраивать внутрикорпоративные коммуникации, а для включения в них партнеров по VoIP требовалось организовывать замысловатые схемы, то после интеграции Skype все упростится. Любой пользователь корпоративной телефонии сможет  в один клик в Microsoft Communicator-е позвонить не только на внутренний номер организации, но и партнерам по Skype. Аналогично клиенты и партнеры компании смогут без труда дозвонится до нужных сотрудников компании. Согласитесь, это уже совсем иная свобода коммуникаций.  Причем, благодаря отлаженной VoIP технологии Skype звонок пройдет с качеством бизнес-телефонии, с высоким уровнем защиты и в случае необходимости может быть дополнен видео, показом десктопа и прочими корпоративными фишками. Могла ли Microsoft сделать такую интеграцию без покупки? Несомненно. Почему не сделала? Не знаю.

Учитывая популярность решений Microsoft в корпоративной среде можно прогнозировать дополнительные потери традиционных операторов на дальней связи. Хотя, если бы Microsoft в своем Lync использовал стандартный SIP вместо усовершенствованного проприетарного варианта, осложняющего жизнь корпоративщикам поскольку стандартные SIP телефоны с Lync не дружат, популярность системы была бы повыше и потери операторов посущественнее.

Сейчас Skype в России на нелегальном положении для корпоратива. Мне не известны способы легально оплатить услуги Skype и получить соответствующие оправдательные документы, поскольку у Skype нет лицензий на передачу МГ/МН трафика (и при текущем подходе к лицензированию этой деятельности — вряд ли появится) и нет агентских лицензий на продажу услуг операторов имеющих лицензию на МГ/МН, да и договор заключать не с кем, т.к. на территории России нет официальных представителей. Если кто-то располагает иной информацией по этому вопросу — просьба прокомментировать. С покупателем в лице Microsoft у Skype могут открыться новые возможности, поскольку MS давно присутствует в России и прекрасно представляет как решать юридические вопросы в России. Опять-же у Microsoft немало партнеров в России, так что договора будет с кем заключать. Если Microsoft удастся легализовать Skype на территории России, то это подсократит доходы традиционных операторов МГ/МН.

Взаимоотношения с операторами МГ/МН

Несомненно, Microsoft без операторов МГ/МН не обойдется — SkypeOut звонок нужно как-то «приземлить» в том населенном пункте, номер которого набирается. Грубо говоря в каждом таком поселении должен стоять конвертер из VoIP (Skype/SIP) в традиционную телефонию (например, PRI стык). Инвестиции на создание и поддержку такой инфраструктуры огромные и вряд-ли Microsoft/Skype когда либо захотят этим заниматься. У операторов располагающих лицензией на дальнюю связь такая инфраструктура уже имеется. Соответственно, SkypeOut звонки будут по прежнему идти через операторскую сеть и операторы будут получать свой доход за оптовую продажу телефонного трафика (за «приземление»), но это несколько иные деньги, по сравнению с теми, что сейчас имеют операторы продавая трафик  конечникам напрямую.

Вполне вероятно операторов это устраивает. Только задумаемся, сейчас в России работает множество компаний предлагающих SIP телефонию. Компании подчас небольшие, не располагающие колоссальными финансовыми ресурсами, соответственно, речи о том, чтобы они могли поставить в каждом городе, куда готовы «приземлить» VoIP звонок в традиционный, своё оборудование, явно не идет. Соответственно, лицензию на МГ/МН они получить также не могут. Напрашивается единственный вариант легального предоставления подобных услуг — наличие агентского соглашения с операторами располагающими лицензиями.

Не являясь специалистом в области лицензирования услуг телефонии и передачи данных предположу, что схема организации большинства VoIP операторов следующий. Заключается договор на оптовую покупку трафика у оператора с лицензией на дальнюю связь. Заключается он, скорее всего, в определенном городе, например, Москве. Ставится производительный шлюз для конвертации SIP/H.323 в операторский интерфейс (например, PRI). Клиент поставщика VoIP услуг по SIP/H.323 соединяется с шлюзом по публичному интернет-каналу с не гарантированным качеством и после конвертации звонок по сети оператора МГ/МН  уходит в нужный населенный пункт. Т.е. VoIP в данной схеме присутствует только на участке передачи от клиента к посреднику (VoIP оператору). Хотя, наверняка, и дальше уже оператор МГ/МН передает по своим сетям VoIP, т.к. это значительно снижает стоимость. Соответственно, низкая стоимость звонков у VoIP операторов, с высокой вероятностью — это просто оптовая закупка традиционной телефонии у операторов МГ/МН. При этом, формально (с т.з. лицензирования услуг телефонии), вероятнее всего, имеются нарушения, поскольку VoIP оператор не может принимать голосовой МГ/МН трафик, т.к., чаще всего, располагает лишь лицензией на местную (городскую) связь и на передачу данных с целью передачи голосовой информации. В общем, здесь все непросто. Одно можно утверждать определенно — операторы МГ/МН в состоянии продавать свой телефонный трафик по цене ниже операторов VoIP, но самостоятельно конечникам продают его с большой наценкой. Операторы VoIP — удобная «отмазка» операторов МГ/МН, чтобы самим не снижать цены на услуги. Мол, хотите дешево, без гарантий качества и не вполне законно — обращайтесь к операторам VoIP.

Негатив

Вместе с позитивом присутствует и негатив. Связан он в первую очередь с, скажем так, достаточно агрессивным отношением Microsoft к конкурентам (бизнес есть бизнес, но все-же). В этом плане лично мне больше симпатичен Google, продвигающий открытые стандарты и способствующий удобству кросс-коммуникаций/обмену документами. Хотя, никогда не знаешь чего ожидать от таких монстроидальных компаний. Microsoft всегда предпочитает идти своей дорогой, иногда напролом, не считаясь с количеством жертв. Microsoft и Apple подчас ведут себя как близнецы-братья.

Итак, какую свинью может подложить Microsoft конкурентам после покупки Skype? Перво-наперво усложнить жизнь разработчикам клиентов Skype под платформы отличные от Microsoft-овских: Mac, Linux, iPhone, Android, Symbian. Хотя, про Symbian забываем, после альянса Microsoft с Nokia. Такая дискриминация будет на руку для продвижения Windows Phone 7. Если Microsoft пойдет на ущемление разработок под другие платформы — это будет довольно близоруким решением, т.к. помимо Skype есть Google Voice и др. конкуренты, которые наверняка не преминут воспользоваться упертостью Microsoft в продвижении своей платформы. Будем надеяться, что антимонопольные органы заранее обрежут возможность подобного вредительства со стороны Microsoft, установив определенные условия для слияния.

Кроме того Microsoft может запретить использовать Skype транки для встраивания в конкурирующие решения, например, Asterisk. Такой ход полезен для продвижения своего Lync сервера и подавления конкурентов со стороны OpenSource. Опять-же будем надеяться на предусмотрительность антимонопольных органов.

В общем, будем надеяться на то, что Microsoft за последние годы немного поумнела и откровенным вредительством заниматься не будет.

Spread the love
Запись опубликована в рубрике IT решения для бизнеса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *