Знакомая, обучающаяся на психолога, опубликовала материал по алекситимии. Сохранил себе в блоге.
Термин «алекситимия» пришёл к нам из психосоматики. Люди с алекситимией с трудом описывают свои чувства (например, астматикам, язвенникам действительно сложно это сделать).
На сенсорном уровне у алекситимиков трудности дифференцирования телесных ощущений. Высокий болевой порог, низкая чувствительность.
На эмоциональном уровне сложности в осознавании, описании, контроле эмоций. Есть сложности в осознавании потребностей.
На когнитивном уровне даже при хорошем интеллекте чаще всего наблюдается отказ от рефлексии (внутреннего анализа).
На ценностном уровне интересуют только нормативные и бытовые ценности (кто что съел, кто сколько за что заплатил и пр.)
Среди здорового населения РФ около 40% — алекситимики.
Алексетимики не знают и не понимают себя. Контакта с собой нет.
Индивидуации (свой путь, развитие) нет. Живут в нормативах (так положено, в так не положено). Не различают полутонов.
Алекситимики формируются в тех семьях, где есть запреты на чувства, например, самый распространённый из них — «мальчики не плачут». Где часто звучит фраза «это не логично». Часто они вырастают в семьях военнослужащих, полицейских, учителей.
Например, отягощённый семейный анамнез: папа военный, мама медсестра/врач или учитель. В такой семье формируется либо чистый алекситимик, либо алекситимик с сочетанием с зависимостью. Из мальчиков в лучшем случае формируется кардиотип (болезни сердца, гипертония), в худшем — наркоман или алкоголик.
Этих детей любят только за что-то сделанное. Про безусловную любовь там и близко не знали и не слышали.
К чему это я?
Есть люди, которым чрезвычайно сложно рассказать про свои чувства: признаться в любви им практически невозможно. И при пытках не выдадут того, что испытывают. Потому что, либо сами не могут описать чувства, либо считают, что признаваться в этом ни к чему, стыдно, это лишнее, кому надо, тот сам всё поймёт, почувствует и т.д.
Пары где один алекситимик, а второй нет, чаще всего не долго могут находиться вместе. Эмоциональному партнеру не хватает признаний, тепла, чувств.
Алекситимика можно «разбудить» психотерапией, духовными практиками, йогой, верой, теплом и любовью. Но только если он сам этого захочет.
Вероятно, найдется немало тех, кто в той или иной степени узнает в этом описании себя. По крайней мере мне свойственно немало моментов. Были ли они с детства или усилились после развода — не припомню.
В плане «лечения» из текста получается некоторое противоречие. С одной стороны пары, где один алекситимитик, а второй — нет, долго не живут. С другой стороны лечение «верой, теплом и любовью». Получается, что устойчивая пара — когда оба алекситимитика, но в этом случае «лечение» проблематично.
Пара будет сосуществовать в одном пространстве, не понимая, и зачем им это нужно. 🙂 Разве что из страха одиночества.
По опыту могу сказать, что подобное притягивает подобное. Возможно, это нормально, чтобы не травмировать бесподобное. 🙂