Мысль проехаться по Европе автостопом (автобусы, bla-bla-car, а также лоукостеры в списке транспорта) с проживанием через couchsurfing возникла пару лет назад. Это была одна из моих мечт. 🙂 Но ехать на пару недель не хотелось, а на более длительное путешествие не хватало двухнедельного отпуска.
Однако, к сентябрю 2018 все как — то начало срастаться. Причём очень быстро и примерно с начала августа.
Я уволился с работы, которая не позволяла развивается (скучно, профдеградация). У меня была открытая шенгенская виза, «щедро» дарованная немцами в мае на пол-года, которая должна была закончиться в конце октября. Неожиданно для меня пришла некоторая сумма денег в EUR на которую я не рассчитывал. Сентябрь-октябрь — достаточно тёплые месяцы в Восточной Европе, соответственно, можно ограничиться минимумом вещей.
Кроме того мне давно хотелось попрактиковать европейский английский, в частности диалекты Восточной Европы, а также прокачать софтскилы, общаясь с местными, останавливаясь в семьях через couchsurfing. Было также желание обзавестись знакомствами на ИТ поприще, на предмет возможного трудоустройства или сотрудничества.
Ну и важно для меня убить остатки страха при незапланированных (спонтанных) путешествиях, когда нет заранее купленных билетов, забронированных гостиниц и пр. Так слишком просто, скучно и не интересно. Никакого challenge. 🙂 И при таком путешествии тренируется больше логика, а мне хотелось сделать акцент на прокачку интуиции.
Кроме того моё душевное состояние после гештальт — интенсива было подходящим: хотелось общаться с местным населением, все люди — братья, жизнь хороша и пр.
В общем, планов громадье. 🙂
Рюкзак
У меня несколько рюкзаков с которыми я отправляюсь в путешествия. Однако в последнее время мой любимец — бизнес-рюкзак от китайской компании Kaka. 🙂 Я езжу с таким фасоном рюкзака уже несколько лет и он мне очень нравится. Однако, ранее это были поездки на пару недель. Здесь же речь шла о месячном пребывании.
Чем мне нравится этот рюкзак:
- Очень прочная ткань что-то типа кевлара.
- Мощные молнии с возможностью закрыть на навесной замок.
- Качественный пластик фурнитуры.
- Обилие карманов.
- Отсек для ноутбука.
- Боковой сетчатый карман для бутылки воды и/или зонта.
- Довольно удобная спинка (к, сожалению, мягкая, но с ноутом приобретающая достаточную жёсткость).
- Мощные нитки. Высокое качество швов.
- Очень удобен верхний карман на молнии. В него идеально закладывать зарядку, наушники, селфи-палку, панорамую камеру или action камеру, powerbank и пр. вещи, доступ к которым нужен быстрый и часто.
- Низкая цена (я приобретал за 3 тыс руб по акции на aliexpress). Аналоги от Samsonite (любимый бренд) будут стоить в разы дороже, даже при приобретении в USA.
- Боковые ремни позволяют утягивать глубину рюкзака.
- За боковые ремни с одной стороны можно компактно уложить тёплую куртку-softshell.
- Габариты самого большого 50 л. варианта проходят по самым строгим критериям лоукостеров на ручную кладь. Я проходил с ним не раз в Ryanair, проблем и вопросов не возникло.
Чем рюкзак не нравится:
- Клапан, который превращает рюкзак в сумку часто не нужен, но отстегнуть его нельзя. Это лишние пару сотен грамм массы, не нужные в поездках. Я ни разу не раскручивал этот клапан. Думаю, срежу для будущих поездок или посажу на молнию.
- Задняя стенка рюкзака довольно плоская, поэтому вентиляция спины так себе. На качественных туристических рюкзаках эта часть выполнена гораздо лучше: сеточные подушечки достаточно высокие и они размещены на ключевых местах прилагания к спине, а не по всей спине. В результате площадь вентиляции существенно возрастает и спина не так потеет.
- Нижняя ручка рюкзака не нужна. Это ещё лишние 100 гр. Она предназначена для переноски рюкзака двумя, но для 50 л рюкзака это явное излишество.
- Отсек для ручек и пр. канцелярки гораздо хуже продуман, чем на бизнес — серии рюкзаков Samsonite. Но там и цена совсем другая, при сходном качестве изделия. 🙂
- Ремни для фиксации на поясе не сетчатые в средней части, поэтому под ними кожа потеет.
Не смотря не перечисленные недостатки с этой ценовой категории для рюкзаков 50 л — почти идеальный вариант.
Спальник
Поскольку при спонтанном бронировании через couchsurfing далеко не всегда можно быстро дождаться ответа хозяина, на всякий случай нужен спальник. Я выбрал модель в виде одеяла без подголовника с массой менее 1 кг. в компрессионном мешке. Компрессионный мешок оказался весьма полезным, чтобы разместить его в довольно узком рюкзаке.
Естественно, вариант спать в спальнике на скамейке в парке и/или церкви/соборе я рассматривал как достаточно крайний (маловероятный) . Однако, учесть его важно. По окончанию путешествия напишу, использовал ли его.
Чеклист
Какие вещи стоит взять в путешествие по Восточной Европе:
- Паспорт заграничный.
- Паспорт российский.
- Распечатка страховки и копий паспортов.
- Медикаменты.
- Деньги наличные.
- Пластиковые карты.
- Одеяло /спальник.
- Большая поясная сумка для денег, документов, powerbank, сотового, гигиенических салфеток и пр. вещей доступ к которым нужен оперативно. Я давно использую прямую сумму Wenger.
- Беговая (компактная) нательная поясная сумка. Она плотно прилегает к телу, незаметна под футболкой и в ней нужно носить резервные пластиковые карты, деньги и пр. вещи для выживания. Это важно на случай воровства/грабежа.
- Универсальный нож Outventure. Брал в Sportmaster. Стоит около 400 руб. Лезвие довольно короткое, чуть больше 6 см, так что может даже пройти под 6 см требования авиакомпаний и не придётся выбрасывать. Складник содержит: нож, ложку, вилку, штопор, консервный нож.
- Куртка softshell.
- Лонгслив — 2 шт. В Европе может быть достаточно холодно в начале осени. В случае холода можно надеть лонгсливы один под другой. Желательно выбирать лонгслив с свободным рукавом (не в обтяжку), чтобы можно было засучить рукава и использовать в качестве футболки. Лонгсливов нужно 2 шт, ещё и на случай, если один постирали, например, в раковине в туалете McDonald’s и он сохнет, растянутый на рюкзаке. 🙂
- Термобелье лёгкое — 1 шт.
- Футболка — 2 шт.
- Носки — 3 шт. Довольно быстро изнашиваются, когда много ходишь пешком. Много брать нет смысла, проще на месте купить. 🙂
- Трусы — 2 шт.
- USB зарядник — 2 шт. Я в путешествия беру один на 4 USB порта и один двухпортовый очень компактный.
- Универсальные кабели (Type C, Micro USB, Lightening и т.п.) — один USB разъём на 2/3 кабеля. Это спасает при использовании двухпортовый зарядки. Я использую универсальные кабели китайской компании Tork. Они достаточно качественные. Две штуки нужно иметь, поскольку кабель может переломится в самый ответственный момент. У меня так раз было в Польше. Благо, был запасной кабель. Не проблема купить новый кабель в любом торговом центре, но обнаруживаешь поломку обычно вечером.
- Зонт.
- Powerbank.
- Наушники.
- Камера панорамная.
- Селфи-палка с треногой.
- Планшет.
- Ноутбук.
- Смартфон двухсимочный. Одна симка от Euroroaming.ru. Я использовал испанскую Orange, тариф Mundo 9 Гб за 15 EUR.
- Бритва, крем для бритья, зубная щётка, зубная паста, книпсер для ногтей, мыло.
Жилье
Как уже говорил ранее, я не планировал маршрут. Соответственно, предполагалось, что он будет строится динамически. В качестве основного критерия построения — затраты. Средний ежедневный бюджет не должен превышать 1 тыс. руб. со всеми поездками, проживанием и питанием. В качестве основного способа проживания должен был быть Couchsurfing, в качестве резервного — бронирование через Airbnb и Booking.com. Подробно сравнение этих способов проживания я описал в статье.
Couchsurfing
Примерно за неделю до поездки я наметил четыре города для пребывания и начал очень активно прорабатывать хостов для проживания на couchsurfing.
Процедура непростая, поскольку у меня совсем нет отзывов, соответственно, для хоста это потенциальные риски: человек окажется не интересным или проблемным и т.п. Многие рассматривают Couchsurfing только как возможность бесплатно переночевать. Хотя в концепции главное общение. Т.е. хост даёт возможность переночевать за разговоры, обмен опытом впечатлениями и пр.
Времени на поиск хоста уходит много. Нужно осмотреть хвостов, прочитать, что о себе пишет человек, какие интересы, закинуть запрост, указав, почему именно этот человек интересен для того, чтобы у него остановиться и что потенциально может получить от общения хост. В общем, это все непросто.
Сильно заранее искать хоста тоже не имеет смысла, поскольку они, как правило, люди довольно динамичные. Гарантий, что в назначенный день они не сорвуться куда-нибудь в путешествие — дать сложно. Это не Airbnb, где есть финансовая ответственность, чтобы не было никаких срывов. Соответственно, нужно искать примерно за неделю-месяц до поездки и в голове держать, что хост может отменить вписку, если у него изменятся обстоятельства. Хосты не обязаны гарантировать проживание, они на этом не зарабатывают, соответственно, только их ответственность может быть некоторой гарантией.
Скорее всего, если даты проживания попадают на выходные, шансы, что впишут падают. У людей есть свои планы на них. Но это исключительно мои домыслы. Возможно, людям наоборот приятно будет пообщаться в выходные.
Примерно из полсотни отправленных запросов ответ получил процентов на 80 и, по большей части — это отказы с пояснениями почему не получиться принять. Только по двум городам я получил подтверждение, что смогут принять. Соответственно, схема маршрута с проживанием в Couchsurfing рассыпалась. Путешествие перешло в чисто динамический вариант, когда следующий город выбирается на основании наличия недорогого места проживания и транспорта.
Транспорт
В путешествии затраты на перелет за границу занимают довольно значительную долю. Причём не важно, даже если на автобусе или поезде перемещаться — выехать из России за рубеж довольно накладно. Есть некоторые направления, которые очень недорогие в перемещении с ручной кладью. Например, Берлин. Я его рассматривал в качестве точки для въезда. Однако, потом подумал, что прилёт в Европу для меня совсем не интересен и я хотел-бы пересечь границу сухопутно. Такого опыта у меня ещё не было.
Bla-bla-car
Автобус, поезд оказались очень дороги. Добираться автостопом по территории России не хотелось, опыта нет. Соответственно, я начал мониторить переезд на bla-bla-car. В приложении можно настроить уведомления и получать сообщения, когда кто-то направляется за границу.
Я мониторил направление Москва-Польша. Предложений не очень много, так что выбирать не приходится.
По счастью, сначала появилась женщина путешествующая в Италию через Польшу. Ценник у неё был довольно высоким, около 3500 до Варшавы. Хотя, меня это устраивало. Я забронировал поездку. Примерно за неделю, начал уточнять по дате, нет ли срыва. Оказалось, что у неё есть некоторые проблемы личного характера и дата переносится. Начал искать другого попутчика.
Неожиданно появился человек, который ехал через Польшу с девушкой на отдых, готовый добросить за 2300. Машина Range Rover. По описанию человек вызывал доверие. Я перебронировал поездку. За несколько дней до поездки, ещё раз сделал «контрольный выстрел», переспросив, не изменяются ли планы. Всё было в силе. У него добавился ещё один попутчик, так что машина заполнена.
Продолжение следует…