Движимый духом первооткрывателя 🙂 решил проверить как отрабатывает ГИБДД заявки с портала госуслуг.
Зашел на портал госуслуг, набрал в поиске «водительское удостоверение». Вывалилось несколько вариантов из которых выбрал «Получение водительского удостоверения». Последовательно прошел шаги, заполнив заявление на получение.
На последнем этапе из предложенного списка выбрал место получения прав и указал время. Произошел небольшой казус при завершении последнего шага: кнопка завершения оформления заявки не нажималась. Возможно, что-то не полностью заполнил, но никаких сообщений об ошибке на сей счет не было. Не исключен банальный глюк с JavaScript, который должен вызываться при нажатии на кнопку. В конце-концов нажал Ctrl-R, чтобы обновить страницу. После этого заявка сохранилась со статусом «Отказ».
Кликнув на ошибочное заявление увидел под ним кнопку «Использовать это заявление как шаблон».
Воспользовавшись этим щедрым предложением быстро пробежался по всем шагам, т.к. практически все поля уже были заполнены. На этот раз кнопка завершения сработала исправно и заявка создалась успешно, о чем свидетельствовал «зеленый» статус в разделе «Мои заявки».
Не смотря на то, что в настройках портала госуслуг стояли галки возле извещений о изменении статуса заявки по e-mail и SMS, не получил ни того ни другого. Однако зайдя за день до обозначенной при оформлении заявки даты на портал госуслуг («Личный кабинет» -> «Мои заявки») увидел, что текст статуса изменился: «Заявка подтверждена, электронная очередь на услугу выделена«.
Не надеясь на госуслуги, по приходу в ГИБДД в терминале получил квиток в «электронную» очередь. На мой взгляд, процесс постановки в очередь в ГИБДД можно слегка оптимизировать. Терминалы установлены внутри здания ГИБДД, соответственно, доступ к ним открывается только в 8.00 с открытием, хотя толпа к тому моменту уже собирается немалая, а в здание заходят при принципу кто просочиться первым, т.е. подошедший последним легко может стать первым при заходе в здание. Хотя логичнее было бы применить принцип «кто раньше встал, того и тапки». 🙂 И организовать это несложно.
Снаружи ГИБДД стоят несколько терминалов для оплаты услуг. Стоит вынести один из терминалов выдающих квитки для «электронной очереди», чтобы к ним был доступ страждущих до открытия ГИБДД. Это позволило бы без лишней суматохи и нервотрепки занимать очередь по мере прихода людей к открытию.
Что касается внутренней экипировки «электронной очереди», неплохо было бы помимо телевизора на котором отображается соответствие номера очереди и окна, повесить над окнами светодиодное табло с номерами вызываемых. Телевизор не видно с некоторых углов зала ожидания, стоило его хотя-бы продублировать в другом углу помещения. Аудио оповещение исправляет ситуацию, но все-же. Хотя, это не критично. В целом, все достойно организовано.
По счастью, в случае регистрации заявки на портале госуслуг талончик в «электронную очередь» не понадобился. Практически в назначенное время меня вызвали по громкой связи к определенному окну. Затем пара минут, чтобы сдать документы, через несколько минут опять вызвали в другой кабинет, чтобы сфотографироваться, поставить роспись в правах, заламинировать и отдать. В общем, процесс взаимодействия с порталом госуслуг налажен на достойном уровне. Пожалуй, можно поставить 5-ку, все прошло очень быстро.
Хотя сейчас организовать обслуживание пользователей с портала госуслуг относительно несложно, поскольку таковых относительно немного. Если же таких технически «продвинутых» будет больше, то все будет сложнее, т.к. помимо основной очереди образуется параллельная с портала госуслуг. Поэтому процесс нужно изменить. Для этого достаточно сделать интеграцию портала госуслуг с терминалом выдающим номера для «электронной очереди». Т.е. оформил заявку на портале, сразу получил номер очереди, а когда программа «электронной очереди» распределяет номера, она должна «вклинить» человека в очередь в определенное время. Кстати, этот вариант позволит устранить и нервотрепку для приходящих, поскольку до момента, пока меня не вызвали было не понятно, знают о моей заявке на портале госуслуг в ГИБДД или нет. Если бы был присвоен номер в электронной очереди, было бы гораздо спокойнее.
Ну и из мелочи. На самом портале госуслуг в разделе оформления отсутствует вариант электронной оплаты. Можно лишь распечатать счет на оплату в банке. Понятно, что для оплаты сейчас имеется немало способов (интернет-банки, терминалы оплаты и пр.), но было-бы логично при продаже услуги обеспечить максимально удобный (законченный) сервис, сразу получить подтверждение об оплате и чтобы в ГИБДД об этом факте также было известно, дабы исключить печать чека, поскольку «сломал принтер, спас дерево» :-).