Путешествие в Иран. Тонкости туризма.

Захотелось мне посетить Иран. Мысль родилась ещё в 2022 году, но дошла до воплощения только к осени 2023. Интересно было посмотреть на страну, как экономика справилась с 30-ти летними санкциями, какие люди, какие возможности для бизнеса и т.д.

Я предпочитаю ездить самостоятельно («жикарем»), но поскольку оплатить что-либо картами из России было затруднительно, воспользовался услугами турпоператора. Наиболее выгодные условия были у Библиоглобуса, на сайте которой я и забронировал тур.

7 дней без визы обошлись в 107 тыр., что не дешево для одного человека, но другие компании предлагали от 160 тыр. и выше и ещё доплата за одноместное проживание. 🙂 Виза обошлась в 15 USD — оформление приглашения на получение визу — это ещё в России. И затем 70 USD оплата налом по прилету в Иран. Это при том, что с 1 августа 2023 уже был анонсирован безвизовый въезд для групп от 5 человек. К сожалению, на конец сентября 2023 к моменту поездки система была не отработана ни с той, ни с другой стороны. В Россию не въедешь без визы из Ирана и в Иран из России. Думаю, к 2024 году ситуация наладится и можно будет немного сэкономить.

Ещё одна бесполезная трата и здесь косяк целиком на Библиоглобусе — ПЦР тест. Он стоит порядка 1000 руб. и, как показала практика, совершенно не нужен. Никто при въезде в Иран ПЦР и/или температуру не проверяет и всяческих страстей про карантин и пр, что написаны на сайте Библиоглобуса, отсутствуют. Причем, одногрупница в туре сказала, что даже нашла официальное подтверждение где-то на сайте посольства Ирана.

Из минусов организации: у Библиоглобуса нельзя заранее приобрести симку. Как оказалось по прилету в Иран, другой туроператор такую возможность предлагал, выдавая симки по прилету.

По прилету до прохождения через таможню нужно зайти в офис где выдают визу, предъявить электронное приглашение, заплатить 70 USD и в обмен получить распечатанный листочек с визой. На нем штрих код и фото по которому в случае чего могут идентифицировать. Листочек никоим образом не вклеивается в паспорт, печатей на таможне при вылете/прилете не ставится, соответственно, выкинули листочек и, вроде как, нет документов подтверждающих посещение этой страны.

Забегая вперед скажу, что этот листочек нигде не потребовался. При вылете его не спрашивают. Наверняка все данные о дате прилета человека и сроке действия визы есть в системе и таможенник их видит. Срок на который дают визу, очень короткий, буквально на несколько дней больше заявленных сроков пребывания в стране.

Также по прилету можно купить местную страховку. Как мне объяснили — она недорогая и иметь её полезно, наряду с медицинской страховкой, которую делает туроператор. Смысл в том, что при возникновении инцидента в Иране, российская страховая компания не сможет перевести деньги в медучреждение Ирана из-за санкционных ограничений. Поэтому пострадавший сначала сам оплачивает лечение и по прилету в Россию страховая компания возмещает затраты. При наличии страховки купленной на месте, вроде как, таких сложностей нет. Но официального подтверждения у меня нет, так что пересказываю то, что услышал в очереди на таможню. 🙂

Прохождение таможни — довольно длительная процедура. Хотя людей было сравнительно немного, прилет поздно ночью, но очередь продвигалась довольно медленно. Но самая долгая процедура — на Гоа, впрочем, там и людей прилетает в разы больше. Никаких проблем с таможенниками в Ирене не было. Непосредственно прохождение через них очень быстрое, глупых вопросов про «цель приезда» и пр. не задают. 🙂

Встреча в аэропорту

У Библиоглобуса партнер со стороны Ирана — компания «Nadia Parvaz»: info@nadiaparvaz.com. Сайт: www.nadiaparvaz.com

Nadia Parvaz, info@nadiaparvaz.com, www.nadiaparvaz.com
Tel:021-41579,Postal Code: 1965614111
4th Floor, Leo Mall Complex, Fereshteh Avenue, Tehran, Iran Горячая линия: +98 910 589 67 23, +98 912 337 03 55

При прилете встречает русскоговорящий иранский гид, весьма опытный, как оказалось. Контакты гида, с его согласия, скидываю. Человек порядочный, говорит по-русски довольно хорошо, внимательный. E-mail: mohammadghavidel@yahoo.co.

Из минусов встречи, которые выяснились позже, но хорошо было бы их знать при прилете:

  • Интернет в Иране в большинстве отелей очень медленный. Из-за того, что приходится практически всегда пользоваться VPN — скорость становится ещё хуже. Поэтому лучше сразу в аэропорту приобрести симку местного оператора Irancell. Тур очень плотный и в отель мы приезжали достаточно поздно, поэтому и речи не могло быть, чтобы искать офис Irancell в городах пребывания и успеть до закрытия.
  • Поменять USD/EUR на местную наличку можно не во всех городах, а деньги нужны сразу, поскольку обеды в тур не включены. Поэтому 50 USD стоит поменять сразу в аэропорту, но не в банковских обменниках, где курс неважный. Возле обменников крутятся менялы, которые дают курс существенно лучше. В городах курс у менял ещё лучше, но тут выбирать не приходится. Чтобы плотно пообедать в ресторанчике с шведским столом нужно порядка 8 USD на человека.
  • С менялами есть некоторые риски, что обсчитают, поскольку при обмене 50 долларов единомоментно становишся миллионером, а банкноты непривычные. Курс 1 USD у менял порядка 45 тыс. риалов (IRR). 50 USD — порядка 2,250 млн IRR.
  • Гид предлагает также карты местных банков с зачислением денег из офиса, т.е. отдаешь USD гиду, он пишет в офис туроператора и те пополняют карту по какому-то курсу. Опробовать этот способ не получилось. Девчонки в группе дружно возразили против такого способа оплаты, опасаясь, что на местных рынках не получится расплатится. Хотя, по факту оказалось, что даже у мелких лавочников есть беспроводной терминал для оплаты картой. При этом в некоторых местах оплатить налом сложнее. Хотя и не так проблематично, как в Китае.

Люди

Во всех своих поездах мне наиболее интересны люди. Персы/иранцы мне понравились. 🙂 На мой взгляд вполне себе добродушный народ. Не агрессивный. Когда мы обращались за помощью к местным, даже если они не могли толком говорить на английском — пытались помочь. Были те, кто говорил на русском. К россиянам относятся хорошо. Собственно, в поездках мы пересекались только с группами вездесущих китайцев. 🙂

В городах мало людей, просящих милостыню. Вполне возможно, что это афганцы. Такие люди есть, но не настолько настырные, как в Египте или Индии.

Очень мало курящих. Практически нет. Возможно, отчасти поэтому чисто. 🙂

Пока что для местных русские скорее редкость. Некоторые просили сфотографироваться с нами. 🙂 Подозреваю, что из-за наших девчонок, небрежно носивших платки. 🙂 Мы c удовольствием фоткались с местными.

Чувствуется, что немало хорошо образованных. Есть книжные магазины. Молодежь не втыкает повсеместно в мобильники. 🙂 Возможно, из-за необходимости поднимать VPN. 🙂

То, что инженерные кадры в Иране на достойно высоком уровне подтверждает факт, что сейчас не менее 90 процентов всех автокомпонентов Иран производит самостоятельно. Россия к такому показателю стремится подойти к 2035 году. 

Вместе с тем, Россия нужна Ирану гораздо больше. В среднесрочной перспективе Иран мог бы заместить парк древних гражданских самолетов Airbus, используемых на авиалиниях в Иране, на российские самолеты Sukhoi Superjet 100 и МС-21, продолжить строительство АЭС в Бушере, обновить железнодорожное сообщение и многое другое.

В Иране, визуально, ИТ находится на более низком, в сравнении с Россией, уровне. Примерно на европейском. 🙂 В этом направлении совместный бизнес также весьма интересен, если успеть раньше вездесущих китайцев. 🙂

Собственно, у русских движуха и креатив начинается, когда кто-то начинает ограничивать размеренную жизнь. 🙂

Деньги

с наличкой в Иране непривычно. Мне не доводилось в поездках встречаться со столь своеобразной системой. Популярная банкнота у менял — 500.000 купюра иранского риала (IRR). Она встречается в двух вариантах: новый и старый образец.

В торговле, например, в кафе, ценник могут называть в туманах. Это не какая-то другая валюта, просто 1 туман равен 10 риалам. Соответственно, если называют цену в туманах, то надо умножать на 10, чтобы получить риалы. Например, 100 туманов — 1000 риалов.

Но путаница на этом не заканчивается. На новых банкнотах указаны две цифры, например 500.000 и 50, где 50 — это номинал банкноты в туманах, но только здесь 1 туман равен 10 000 реалов. На новых банкнотах четыре ноля IRR указаны отличающимся шрифтом, более бледным.

500.000 IRR — это порядка 11,5 USD на 09.2023. В ресторанах с шведским столом обычно ценник в районе 400.000 IRR ~ 8 USD. Набор блюд разнообразный, просто ужраться. 🙂 Все пересчеты очень примерные. Сначала мы предполагали, что гид возит нас по дорогим ресторанам для туристов. Но когда выходили вечерами поужинать самостоятельно и сами выбирали местные заведения — порядок цен был схожим.

Другая свежая ходовая бумажка — 1.000.000 IRR или 100 новых туманов или около 23 USD.

В общем, внимательнее, если будете менять у менял. Лучше с помощью гида менять.

По ценам в музеи, посещение мечети или иного музея что-то в районе 100.000 IRR, т.е. ~2,3 USD. Самый дорогой музей был в Тегеране — Дворец Голестан — 600.000 IRR, но там собраны порядка 20 музеев с одним входом.

VPN

Без VPN по местному интернет мало куда можно попасть. Работает e-mail, но не работают все популярные мессенджеры и многие российские сайты, например, соцсети.

PPTP корпоративный VPN также не работает. Так что приготовьтесь к цифровому детоксу. 🙂

Перед отъездом в Иран нужно накачать на мобильный различные бесплатные VPN клиенты. Одного недостаточно, поскольку в одном отеле может работать один VPN клиент, а в другом — иной.

Гид использовал Ostrich VPN. У меня нормально работали TOP VPN, Tondo VPN. Lantern, AdGuard VPN. Всего у меня стояло 17 VPN клиентов. Пробовал не все. На некоторых закончился триал ещё с поездки в Китай.

Хороший вариант — подключить роуминговый тариф на российском мобильном операторе. Например, на Tele2 нормально работали все мессенджеры, без VPN. Аналогично на Мегафоне на тарифе для мессенджеров 200 руб. в сутки. Шаринг интернета нормально отрабатывает, как при этом считается тариф — лучше уточнить в офисе оператора. Билайн тоже нормально работал. МТС не работал совсем.

Цифры и даты

В Иране есть ряд непривычных моментов, с которыми больше нигде не сталкивался.

Во-первых, разница с Москвой всего 30 мин. Довольно непривычный сдвиг часовых поясов. Первый раз с таким сталкиваюсь.

Во-вторых — персидские цифры вместо привычных «современных». Счет из ресторана на семерых. Поели на 37 лямов IRR. 🙂

Хорошо хоть финальная сумма указана привычными цифрами. 🤣 Кстати, далеко не во всех заведениях это так. В этом счете циферки за конкретные позиции и количество — персидскими цифрами.

В одном кафе цифры в меню были написаны от руки. Это вообще жесть. Особенно, когда официанты в таких заведениях не говорят по английски от слова совсем. Выручает калькулятор, на котором местные набирают цифру счета. 🤣

Третий непривычный момент в Иране — летоисчисление. Оно у них не по привычному для нас григорианскому календарю, а по иранскому или солнечная хиджра. Это астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма.

Фото из салона лайнера на котором возвращались из Шираза в Тегеран. Нынче в Иране 1402 год. Авиакомпания на фото основана в 1305 году, т.е. в 1926 году. 97 лет авиакомпании — нехилый такой срок. Интересно, конечно, на чем летали? 🙂 Это к слову о продвинутости Ирана.

Отели

Отели в Иране весьма неплохие. Наиболее колоритный отель в г. Йазд.

В других городах отели европейские, ничего примечательного. Чисто, хорошие завтраки, шведский стол. Блюда во всех отелях примерно одинаковые. Наиболее разнообразный завтрак был в Тегеране, в бывшем отеле Ibis, в аэропорту.

На завтрак из мясного максимум нарезанные сосиски с омлетом. Фрукты в сентябре, которые подают в отеле: финики, арбузы и дыни. Дыни сравнительно редко. Блинчики в редких местах. Довольно вкусный мягкий сыр во всех отелях. Чай из пакетиков и порошковый кофе. Везде были соки. В общем, завтраки достойные.

Из особенностей отметил, что в Иране, как и в Китае в туалете отсуствуют ёршики для унитаза. Благо, в туалетах этих стран есть смеситель для биде и можно напором промыть унитаз. 🙂

При самостоятельном бронировании отелей по ссылкам с форумов мне попался разве что один сайт: HostelWorld. Во всех остальных привычных сервисах Иран отсутствует как класс.

Хорошо было бы, чтобы наши сервисы Sutochno.ru, Tvil.ru, QQrenta.ru, Avito.ru и пр. активнее проработали отели Ирана, чтобы они присутствовали в их сервисах.

Транспорт

Мы с группой перемещались на новеньком микроавтобусе иранского производителя Iran Khodro под брендом «VANA». Моё фото:

Фото из Интернет:

Дизайн выглядит современно. Сравним с Газелью:

Это притом, что в списке https://en.wikipedia.org/wiki/Iran_Khodro_Diesel упоминается, что, похоже, какие-то модели ГАЗели иранский завод выпускал.

Микроавтобус VANA удобный: высокий потолок, кондиционер, удобные сиденья, приличный дизайн как снаружи, так и в салоне и пр.

В Тегеране было немало новых автобусов Iran Khodro, наряду с убитыми Mercedes, Volvo и пр.

На дорогах помимо легковых машин Iran_Khodro и SAIPA немало Renault и Peugeot. Иранская реинкарнация Renaul Logan называется Tondar 90 и выглядит вот так:

По информации с Autonews:

Renault Logan первого поколения производился в Иране на заводе компании SAIPA с 2007 по 2018 год под названием Renault Tondar 90. После усиления западных санкций в отношении Ирана сборка остановилась. В 2020 году SAIPA анонсировала проект P90, в рамках которого планировалось радикально обновить внешность и техническую часть Tondar 90. 

Судя по свежему виду этих машин, сборка не остановилась. 🙂

Машины в пробках в Тегеране преимущественно уровня Renault Tondar, так что либо люди не особо зажиточные, либо не кичатся этим, как в Москве. 🙂

В городах очень много мотоциклов. Не как в Китае, где преимущественно электрические. Бензин в Иране очень дешевый, поэтому никаких электробайков. Байкеры норовят проехать по тротуарам или по узким пространствам рынков. Делают это довольно виртуозно, хотя и реально стремно на это смотреть. Шлемы и средства защиты у всей этой толпы байкеров отсутствуют.

В туре мы перемещались по городам: Тегеран -> Эсфахан -> Йезд -> Шираз и уже на самолете внутренним рейсом в Тегеран.

Дороги в Иране весьма добротные. Между городами скорость авто приличная. Выбоин нет. Не трясет. Машина идет ровно. В окне, обычно, постоянные виды пустыни, виды однообразные, так что спится очень хорошо.

Города

Что стоит отметить, в городах очень чисто. Вот фото из метро в Ширазе:

Собственно, в городах такая чистота практически везде. Даже на второстепенных улочках. Но, что несколько раздражает, как и в городах Узбекистана, вдоль улиц идут открытые канавы. Так что надо смотреть под ноги.

В Тегеране очень пробочно. Сам город по архитектуре мне не особо понравился. Здания в городах скорее относительно современной архитектуры. И островками вкрапления исторических зданий.

Собственно, в городах привычно.

Зашел в подъезд посмотреть, инфраструктура старенькая, но все чисто. Счетчики электричества и газа у входа в подъезд. Все чисто. Никаких графити и пр. на зданиях.

О женщинах

За рулем машин немало женщин. Так что стереотип, что женщины в Иране бесправные и сидят по домам не соответствует действительности.

Девчонки носят джинсы, не сильно запариваясь тем, чтобы скрывать лодыжки. Некоторые предпочитают длинные юбки — выглядит женственно. Платки нередко на плечах, как будто спали с головы. Назидательный патруль в Иране не столь активен. Главным образом их представители есть в мечетях и других исторических зданиях. На улицах их не заметно.

Попадается довольно яркая жизнерадостная одежда. По крайней мере, платки можно найти всех цветов и оттенков.

Фото из Интернет:

Аэропорт

В Тегеране несколько аэропортов. Местные авиалинии прилетают в аэропорт Мехрабад, примерно в 9 км от центра города. Международные рейсы — в международный аэропорт Имама Хомейни примерно в 40 км от центра города. Трансфер не близкий.

Из аэропорта Имама Хомейни вылеты на табло были во все арабские страны. Так что о каких-то санкциях говорить можно только в разрезе того, что не было видно прямых рейсов в европейские страны.

Важный момент на который нужно обратить внимание при возвращении в Россию. Когда заходишь в аэропорт в Тегеране, практически сразу натыкаешься на гигансткую змейку очереди. Это лишь очередь на первый секьюрити чек. Очередь двигается довольно шустро, но вылет был около 4 часов утра. Скорее всего в это время народу меньше, однако, чтобы дойти до первого пункта охраны потребовалось более 40 минут.

Проверка мужчин и женщин раздельная. Досмотр женщин длится существенно дольше, чем мужчин. В общем, времени на это уходит немало, поэтому гид рекомендовал прибыть в аэропорт за 3,5 часа.

После прохождения досмотра стандартная регистрация на рейс. Затем паспортный контроль для определенных гейтов, нескольких, но не всех, как обычно в аэропортах. Второй паспортный контроль ничем не примечателен. Также раздельная проверка мужчин и женщин, но проходит относительно быстро, т.к. людей вылетающих через гейты обслуживаемые пунктом проверки, значительно меньше.

Очередь, как и при прилете, движется медленно. После паспортного контроля сразу попадаешь в магазинчики duty free. И уже из duty free, пройдя через второй security check, попадаешь в зону вылета, где есть несколько скромных магазинчиков.

В остальном, все как обычно. Загрузились на самолет, 4 часа лету и в Москве.

Рубрика: О жизни, Путешествия | Оставить комментарий

Сервисный чатбот в Leadteh

При разработке сервисного чатбота нужно оптимально и удобно для пользователя решить несколько задач:

  • Поиск адреса ближайшего сервисного центра.
  • Ответы на часто задаваемые вопросы.
  • Создание сервисной заявки в CRM системе (например, Битрикс).

Проще всего запрототипировать чатбот в конструкторе, например, Leadteh, хотя по результатам система достаточно жесткая. Посмотрим, как оптимальнее решить задачу, чтобы схема получилась максимально простой.

Поиск адреса сервис-центра

Если использовать блок «Цепочка сообщений», схема получается довольно сложной. Раньше программисты стебались над подходом инийских программистов копипастить одинаковые блоки кода, вместо использования функций и циклов, например. 🙂 Здесь примерно тоже самое. Например, как будет выглядеть схема, когда сервисных центров довольно много:

Добавление новых пунктов или правка такой схемы превращается в довольно рискованный процесс, когда неверное движение может сломать нормальную работу алгоритма. Увидеть-же ошибку в таком месиве стрелок проблематично. Даже браузер притормаживает при отрисовке.

При этом и для пользователя выбор выглядит нетривиально, поскольку нужно пролистывать «простыню» пунктов меню в «Цепочке сообщений». Когда их до 7 и они убираются на экране смартфона/десктопа — это нормально. Если -же нужно листать — то такой интерфейс становится неудобным. Обычно в таких случаях начинают использовать предфильтрацию по первым буквам.

Самый простой вариант — уйти от выбора пункта меню и перейти к альтернативе в виде ввода города. Здесь появится некоторое неудобство для клиента, поскольку он не видит списка доступных городов и если его города нет в перечне, то не сможет найти ближайший город, например.

Создадим в Leadteh список сервисных центров. Слева в панели заходим в списки и добавляем новый список «Сервисные центры». Подробно как создавать списки в этом видео:

В списке добавляем два поля с типом «Текст». Первое — название города, а второе — адреса сервис-центров в этом городе. Выглядит как-то вот так для примера:

Важный момент — я рекомендую список городов заполнять в таблице Excel и затем импортировать её в список. Порядок колонок к таблице Excel должен совпадать с порядком полей в списке. Хотя можно заполнить список в редакторе Leadteh, а затем «Экспортировать в Excel», чтобы была резервная копия на случай переноса данных в другой бот, например.

При задании списка нужно обратить внимание на алиасы. Например, Нижний Новгород — долго писать. В разговорной речи нередко называют Нижний: «Я съездил в Нижний». В письменной речи довольно распространенным было сокращение НиНо. В идеале учесть все варианты написания.

Кроме того пользователь при наборе текста вряд ли будет заморачиваться написанием с заглавной буквы. Он легко может ввести все с маленькой, а в конце поставить пробел.

К сожалению, технически, от того какие блоки используются в Leadteh зависит и то, как задавать алиасы при вводе в списки. Например, если использовать только блок «Чтение записи из списка», в котором есть тип поиска «Поисковая фраза содержится в тексте», то тогда можно алиасы перечислять через запятую и не обращать внимание на написание с заглавной или строчной буквы. Например, если в списке задать «Нижний Новгород, НиНо, Нижний» и пользователь введет «нижний», то этот блок найдет запись.

Значительный недостаток этого блока — он не умеет отрабатывать ошибки. Если блок не нашел запись, он выдаст фразу «Запись не найдена». Логично было бы, чтобы в этом блоке было ветвление на случай ошибки и можно было бы его обработать без выдачи сообщения.

Техподдержка Leadteh посоветовала использовать перед блоком «Чтение записи из списка» другой блок — «Проверка существования записи в списке«. Однако он плохо заточен под поиск текста. Например, не умеет искать подстроку в строке. Для него алиасы надо задавать, создавая новую строку. Вместо одной строки «Нижний Новгород, НиНо, Нижний» будет три: «Нижний Новгород», «НиНо», «Нижний» с одними и теми-же значениями в поле «Адрес сервисного центра».

И ладно бы проблема была только в этом. Но этот блок не может делать преобработку, т.е. «Нижний» и «нижний» для него — это разные значения. Естественно, «нижний» и «нижний » (c пробелом в конце) для него тоже разные строки. Эту проблему можно было бы решить функцией приведения строки к строчному или заглавному написанию и trim поисковой строки, но набор функций для работы с текстом очень убогий.

Техподдержка Leadteh не смогла найти приемлемый вариант и послала в их чатбот написать пожелания по развитию. Странно, почему они сами не в состоянии это сделать, если функционал работы со списками сильно урезанный? Видимо, разработчики посылают техподдержку куда подальше с их идеями. 🙂

Если сравнивать фуннкционал Leadteh и Aimylogic, то первый очень серьезно проигрывает в части гибкости, когда нужно избегать «индийского» стиля программирования. 🙂 Однако, в Leadteh удобнее реализовано «ручное» (визуальное) программирование, когда надо по-быстрому создать нечто рабочее.

Например, очень удобен функционал «Сценарии«, фактически реализущий функции/процедуры в программировании, аналогов которого нет в Aimylogic. Из-за этого визуально программировать большие схемы в Aimylogic неудобно.

Итак, тестовый чатбот будет отрабатывать следующим образом:

  • Пользователь вводит название своего города в блоке «Цепочка сообщений». Введенное значение сохраняем в локальной переменной client_city
  • Блок «Проверка существования записи в списке» проверяет наличие записи из переменной {$client_city}} в списке в поле «Город».
  • Если запись не обнаружена, то выдает соответствующую фразу, что в указаном городе {{$client_city}} сервисный центр найти не удалось. И предлагает написать запрос в техподдержку.
  • Если запись найдена, то управление передается на блок «Чтение записи из списка«. В нем в качестве текста для поиска по полю «Город» задается {{$client_city}} и тип поиска «Поисковая фраза содержится в тексте».
  • Адрес сервисного центра задается для вывода в блоке «Шаблон цепочки сообщения» кнопкой «Адрес сервисного центра», чтобы указать из какого поля записи нужно выводить найденное значение.

В целом, всё для начала. Как упоминал ранее, с учетом ограничений на функционал блоков в Leadteh реализация не самая удачная, но пока что делать нечего…

Рубрика: IT рецепты | Оставить комментарий

Функции в AimyLogic

Поскольку документация для Aimylogic по сложным моментам довольно скудная, приходится доходить эмпирическим путем. Для примера напишу функцию, которая по номеру телефона определяет мобильный или городской номер. Для этого:

  • Регулярным выражением проверяем, что номер соответствует формату номеров России.
  • Пропускаем код России (7 или 8).
  • Берем первую цифру в коде города.
  • Если код города начинается с 9, то считаем, что это номер мобильного телефона.
function isMobilePhone(phone){
    $regexp = /(\d{1})(\d{1})(\d{9})/;
    //$regexp = /(\d{1})(\d{1})(\d{2})(\d{3})(\d{2})(\d{2})/;
    if (phone) {
        $result = phone.match($regexp);
        if ($result !== null) { 
            return (($result.length > 1) && ($result[2] == 9));
        }
    }
    return false;
} 

if (isMobilePhone("+79068888888")){
    $mobilePhone = "+79068888888";
}
Рубрика: IT рецепты | Оставить комментарий

Резервный электрокотел для газового котла

Газовые котлы обеспечивают минимальную стоимость отопления. Однако, подключение газа может занять немало времени. На этот период, обычно, приобретается электрический котел, который после запуска газового используется в качестве резервного.

Даже если функциональный электрический котел приобретается в качестве основного, целесообразно поставить резервным второй, просто и недорогой котел. Он не обеспечитт комфортного регулирования температуры, но позволит спокойно дождаться приезда сервисных инженеров.

Резервный котел запускается в нескольких случаях:

  • Остановка основного (газового или электрического) котла (выход из строя или ошибка). Ситуации такие случаются. Электроника и электрика котла состоит из большого количества компонентов.
  • Нехватка мощности основного котла, например, при значительном похолодании на улице.

Запуск резервного электрического котла может производится разными способами. Рассмотрим их подробнее. Основной (газовый) котел будем называть «ведущим», а резервный — «ведомым».

Реле аварии на ведущем котле

Пожалуй, самый недорогой вариант резервирования, когда у ведущего котла есть релейный выход «авария». Если ведущий котел уходит в аварию, происходит замыкание/размыкание аварийного выхода и по этому сигналу запускается резервный котел.

Аварийный выход ведущего котла подключается на вход термостата/каскадирования ведомого котла.

Если реле аварии завели на вход термостата/каскадирования ведомого, то при возникновении аварии на ведущем резервный котел будет греть теплоноситель в соответствии с заданным алгоритмом. Например, в режиме управления внешним термостатом могут включаться все ТЭН-ы или нагрев будет идти до максимальной температуры, заданной в соотвествующей настройке.

Такой подход не очень хорош, поскольку в помещении станет жарковато. 🙂 Можно последовательно с входом аварии подключить механический комнатный термостат. В этом случае как только температура в помещении станет выше той, что задана на термостате, он отключится и котел перестанет нагревать. Естественно, такое управление температурой теплоносителя будет очень грубым.

Здесь напрашивается наличие на котле режима «Резерв при аварии»:

  • Резервный котел, фактически, выключен: насос отключен, электроника не мониторит температуру воздуха.
  • При срабатывании реле аварии на ведущем котле резервный котел запустится и будет удерживать целевую температуру в выставленном на котле по умолчанию режиме. Сразу отмечу, что выбеги насосов на котле будут работать только при режиме управления температурой по воздуху. См. мою статью.

К сожалению, реле аварии есть на очень редких котлах. Поэтому такой вариант резервирования универсальным не назовешь. Хотя это, пожалуй, один из самых бюджетных вариантов организации резервирования.

В данном случае важный момент как решается вопрос с работой насоса. Современные газовые котлы — мини-котельная со встроенным насосом. Насосы на основном и резервном котле должны быть правильно подобраны и гидравлически связаны, чтобы насос одного котла не «душил» насос «партнера».

При возникновении ошибки насос на газовом котле может быть остановлен. В резервных котлах, обычно, нет специального режима работы в режиме резерва, поэтому насос резервного котла, в режиме управления по теплоносителю, будет работать постоянно.

Ведущий котел с цифровой шиной

Более дорогой, но и более надежный и комфортный вариант — использование внешнего GSM контроллера, поддерживающего считывание данных по цифровой шине ведущего котла.

Например, MyHeat Smart поддерживает всевозможные цифровые шины в базовой комплектации, без дополнительных адаптеров. Цена такого контроллера или аналогов порядка 15 тыс. руб. При использовании такого оборудования появляется возможность удаленного управления по Интернет ведущим котлом. Так что такие инвестиции в долгосрочном периоде вполне оправданы.

Схема коммутации довольно простая. GSM контроллер по цифровой шине считывает состояние ведущего котла. Один из релейных выходов контроллера подключается ко входу термостата/каскадирования. Если ведущий котел ушел в ошибку, то скрипт на контроллере запускает резервный котел и управляет им, поддерживая заданную целевую температуру воздуха в помещении или температуру теплоносителя. Естественно, такое управление будет довольно грубым, поскольку управление по входу термостата запускает котел почти на полную мощность.

Более дорогой и сложный вариант, когда резервный котел поддерживает управление по цифровой шине. Тогда к GSM контроллеру докупается адаптер цифровой шины (не все контроллеры поддерживают управление по двум цифровым шинам) и резервный котел подключается по ней. В этом случае управление будет плавным. Например, такой вариант поддерживается контроллером MyHeat Pro.

При управлении системой отопления внешним контроллером можно повесить насос резервного котла на релейный вход контроллера и он будет запускаться только когда ведущий котел встал.

При наличии на резервном котле режима «Резерв при аварии» можно его установить, но вход управления ведущим котлом подключить к релейному выходу GSM контроллера. При появлении аварии на ведущем котле, GSM контроллер замкнет вход ведущего на резервном котле и запустит его в работу. При этом контроллер не сможет управлять температурой резервного котла, но котел будет работать автономно, поддерживая заданную температуру.

Как только ошибка на ведущем котле пропадет, GSM контроллер разомкнет реле подключенно к входу термостата резервного, фактичеки переведя его в режим ожидания.

Независимая работа ведущего и резервного котлов

Итак, механизмы запуска ведущим котлом резервного котла не столь тривиальны/дешевы. Предположим используется параллельная схема каскадирования котлов с гидрострелкой и обратными клапанами в ветках каждого котла, чтобы отсекать проток через отключенный котел. Вот пример:

  • Ведущий котел настроен на управление по температуре воздуха. Управление по воздуху нужно, чтобы оба котла замеряли температуру воздуха. Иначе сложнее обеспечить синхронную работу.
  • Ведущий котел замеряет температуру по датчику температуры, т.е. не используется грубое управление по механическому термостату.
  • Ведомый котел настраивается на управление по температуре воздуха. Только в этом режиме могут работать выбеги насоса, чтобы слегка сэкономить на электроэнергии. См. мою статью с объяснениями почему только в этом режиме возможна работа выбегов.
  • Соединения ведущего и ведомого нет. GSM контроллеры не используются.

Задача: обеспечить приемлемое отопление дома в ситуации, когда ведущий котел встал. Ручное переключение затруднительно, например, до загородного дома ехать пару сотен километров. Как решать такую задачу:

  • На ведущем котле выставляется необходимая целевая температура воздуха. Например, 22 градуса С.
  • На резервном котле в качестве целевой температуры воздуха выставляется температура ниже на несколько градусов, чем целевая температура выставленная на ведущем котле. Например, 17 градусов С.
  • Разброс в температурах определяется погрешностями используемых датчиков температуры. Например, широко используемый цифровой датчик DS18B20 может легко дать разброс в 3 — 5 градусов. Скорее всего, придется эмпирическим путем подбирать разницу в температурах.
  • Датчики температуры воздуха обеих котлов должны находится рядом.

При нормальной работе ведущего котла (достаточно мощности и нет ошибок) температура воздуха в помещении примерно соответствует заданной. Естественно, будут флуктуации, амплитуда которых определяется алгоритмами котла, точностью измерения температуры и пр.

Резервный котел видит, что температура воздуха в помещении выше установленной у него целевой, поэтому не запускает нагрев и насос остановлен из-за срабатывания выбегов.

Если ведущий котел встал по ошибке, или температура на улице понизилась настолько, что мощности котла стало недостаточно для поддержания целевой температуры, то температура воздуха в помещении начнет падать.

Как только температура упадет ниже целевой температуры воздуха установленной на резервном котле, он запустится и начнет догревать помещение. Собственно, резервному котлу не важно по какой причине остановился ведущий котел. Он о его существовании вообще ничего не знает и не догадывается, что он работает резервным. 🙂

Минус такой схемы работы в том, что целевая температура на резервном котле должна быть существенно ниже целевой температуры на основном котле. Разница градусов 5. Иначе резервный котел будет периодически включаться, помогая ведущему котлу догреть температуру в помещении.

При такой схеме есть неприятный момент, когда в доме в первый момент времени температура ниже целевой, установленной для резервного котла. При включении обеих котлов, они оба начнут нагревать температуру в помещении, поэтому появится расход электроэнергии.

Возможно, для частичного нивелирования такой проблемы полезен был бы режим отложенного старта резервного котла, чтобы не тратить электроэнергию при первоначальном запуске. Но здесь большой вопрос от какого момента отсчитывать начальный запуск? С момента включения котла? Или с момента замыкания входа ведущего на резервном котле? В общем, такая схема запуска выглядит неоднозначно. И здесь есть риск, если ведущий котел при запуске сразу ушел в ошибку и тогда резервный запустится лишь спустя время задержки. Но, скорее всего запуск производится вручную, поэтому о проблемах с ведущим котлом станет известно сразу. А если запуск удаленный, то тогда есть GSM контроллер и можно использовать схему выше.

Если первоначально запускать ведущий котел, вручную или дистанционно, и дожидаться выхода температуры на установленное целевое значение и лишь после этого запускать резервный котел, то никаких проблем с излишним энергопотреблением не возникнет.

Резерв по воздуху

Как вариант, можно добавить в котел режим «Резерв по воздуху». Механизм работы следующий:

  • Котел находится в режиме ожидания: насос отключен, ТЭН-ы отключены, электроника замеряет температуру воздуха.
  • На котле выставлена целевая температура воздуха, как на ведущем котле.
  • Если температура воздуха растет, приближаясь к целевой температуре, резервный котел понимает, что ведущий котел греет воздух и не включается.
  • Если температура воздуха остановилась, либо начала падать, то резервный котел понимает, что с ведущим случилась какая-то проблема, либо его мощности недостаточно для нагрева помещения и запускает нагрев, чтобы достичь целевой температуры.
  • Здесь есть вопрос с возвращением котла в резервный режим, если ведущий вернулся к нормальной работе. Автоматически это резервный котел определить по датчику температуры воздуха не сможет.
  • Возможна модицифкация этого алгоритма, когда в ветку ведущего котла врезается тройник с NTC датчиком. Как только ведущий котел встанет, температура теплоносителя замеренная NTC датчиком начнет падать. Но, нужно понимать, что при запуске резервного котла, нагретый теплоноситель от него, не смотря на наличие обратного клапана, будет подогревать NTC датчик, сбивая алгоритм. Не факт, что будет корректное определение факта, что ведущий котел запустился.

Полноценное каскадирование котлов возможно только при использовании внешнего контроллера с одним датчиком цели. При этом контроллер управляет обеими котлами, оптимально подбирая мощность и промежутки включения, чтобы флуктуации при поддержании температуры в помещении были минмальными.

Реле протока

Использование реле протока для остановки насоса ведомого котла мне в схемах видеть не приходилось. Но, вариант вполне возможный. Если при каскадировании котлов используется параллельная схема подключения котлов, то можно на ветку с ведущим котлом, оснащенную обратным клапаном, установить реле протока. Если насос ведущего котла остановился, т.е. протока нет, то реле протока сработает и запустит насос ведомого котла.

Рубрика: IT рецепты | Метки: | Оставить комментарий

Безопасность электрокотлов. На что обратить внимание при покупке?

В электрическом котле есть ряд конструктивных особенностей, игнорирование которых может привести к неприятным последствиям, вплоть до пожара. Рассмотрим, какие компоненты определяют безопасность электрокотла.

Электромагнитные и твердотельные реле

В электрических котлах для управления нагревательными элементами (ТЭН-ами) используется либо электромеханические, либо твердотельные реле/симисторы. К сожалению, обе технологии имеют как достоинства, так и недостатки, поэтому однозначно отдать предпочтение определенному типу реле нельзя.

Реле SFK-112DM.

Основной минус электромагнитных реле (механических) — ограниченный срок службы. По паспорту количество механических циклов срабатываний у реле значительное — порядка 10 млн., однако время жизни электрических контактов обычно указывают порядка 100 тыс. По результатам наших тестов реальное количество циклов срабатываний у реле хороших производителей превышает 150 тыс.

Для твердотельных реле/симисторов количество циклов срабатываний практически неограниченное. Главное обеспечить качественное охлаждение.

Огромный плюс электромеханических реле, что они практически не рассеивают тепло на контактах, т.е. не требуют специального охлаждения. Твердотельным реле и симисторам требуется хорошая система охлаждениия, иначе они перегреваются и выходят из строя. Наиболее распространенный способ охлаждения — крепление симисторов на медном патрубке обратки. Необходимость расеивания тепла от твердотельных реле/симисторов существенно увеличивает стоимость электрокотла, а при плохом проектировании системы охлаждения приводит к выходу из строя.

Электромеханические реле на большие токи стоят относительно недорого (в районе 1 USD) и их несложно приобрести в случае выхода из строя. Качественные симисторы на те-же токи стоят в районе 3 USD за штуку. Трехфазные твердотельные реле — более 1500 руб. за штуку.

С т.з. ремонтопригодности предпочтение стоит отдавать конструкциям котлов, где реле не распаиваются на плату, а крепятся на винтах. Такие реле несложно купить в специализированных магазинах, поэтому заменить можно быстро. Замена платы с распаянными реле — более сложный и дорогой процесс.

Реле выходит из строя несколькими способами:

  • Сгорает обмотка электромагнита и реле перестает замыкать контакты при подаче напряжения на катушку.
  • На контактах образуется нагар, который ухудшает сопротивление и приводит к разогреву контактов.
  • Реле «залипает» — контакты остаются замкнутыми при снятии напряжения с управляющих контактов (электромагнита).

Наибольшую проблему с т.з. безопасности представляет «залипание» реле. При такой неисправности происходит неконтролируемый нагрев ТЭН-а. Если колба в которой находится ТЭН небольшая (малое количество теплоносителя охлаждаюшего ТЭН), скорость протока низкая (скорость на насосе выставлена минимальная), либо протока теплоносителя нет (например, насос вышел из строя), воздух из колбы удален не полностью, то вода в колбе закипит. Такая проблема может привести к оплавлению теплоизоляции и даже возгоранию. В интернете немало фотографий колб таких котлов.

Безопасность электрокотла возрастает, когда электроника может детектировать работоспособность реле (сгорела обмотка или «залипло»). Например, электрокотел Эван Expert Plus обнаруживает неисправное реле и сигнализирует об этой ситуации как на блоке индикации, так и в личном кабинете на сайте. Самодиагностика позволяет оперативно заказать запчасть и спокойно произвести замену, пока котел работает в аварийном режиме, отключая ТЭН-ы с помощью контактора. Такой аварийный режим работы позволяет не отключать котел при возникновении проблемы с реле и безопасно нагревать помещение, чтобы заморозить дом.

Качество реле и его цена определяется в т.ч. количеством серебра на контактах. Чем меньше содержание серебра на контактах, тем выше вероятность «залипания», но ниже цена. В недорогих котлах устанавливаются реле с минимальным количеством серебра, что значительно повышает риск «залипания» и, соответственно, перегрева котла. При выборе электрокотла предпочтение нужно отдавать производителям использующим качественные реле следующих производителей: Hongfa, Sanyou, Omron, TE и др. Например, реле Forward не отличается надежностью.

Контактор

В более дорогих электрокотлах для дополнительной защиты от перегрева колбы используются контакторы (электромагнитные размыкатели) или независимые расцепители. Эти устройства обеспечивают отключение фаз приходящих на ТЭН-ы в случае «залипания» реле. Это дополнительная ступень защиты, которая позволяет избежать перегрева и пожара, если реле вышло из строя.

Электромагнитный пускатель (контактор).

Контактор — это, по сути, электромагнитное реле, расчитанное на коммутацию значительных токов. Оно имеет мощные контакты, отводящие пружины и электромагнитную катушку, поэтому вероятность «залипания» минимальная.

На корпусе электромагнитного пускателя указывается ток категории AC-3, расчитанный на индуктивную нагрузку. Например, это электромоторы у которых пусковой ток в несколько раз превышает номинальный.

Категория AC-1 подходит для тэнов, ламп накаливания и пр. неиндуктивных или слабоиндуктивных нагрузок c Cosφ ≥0,95. Пусковые токи таких приборов не превышают номинальные.

Например, на фото двух электромагнитных пускателей указаны значения токов AC3 = 9A при 380 V, при этом ток AC1 = 25A.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-6.png

Электромагнитные пускатели габаритные и стоят дорого. Цена на качественные контакторы ведущих производителей в зависимости от тока находится в районе 1000 руб. Срабатывание электромагнитного пускателя достаточно звучное, но в электрическом котле оно срабатывает один раз при включении. Хотя, если напряжение в сети прерывается, контактор может периодически звонко щелкать.

Электромагнитный пускатель плохо переносит значительную просадку напряжения в сети. При пониженном напряжении катушка электромагнита не может обеспечить хорошее примыкание контактов. На месте плохого контакта начинается разогрев, который приводит, в лучшем случае, к выходу контактора из строя, а в худшем — оплавлению пластика и даже возгоранию.

Для минимизации таких рисков в электрокотлах «Эван» на плате электроники есть отдельный вход для стабилизатора напряжения/ИБП. При запитываниии котла от стабилизированного источника питания защищается не только электроника котла, но и циркуляционный насос и контактор.

Модульные контакторы гораздо более компактные, имеют более субтильные контакты и, соответственно, электромагнит слабее. Срабатывают тихо, почти бесшумно. При этом они менее чувствительны к просадке напряжения, поэтому лучше выживают в условиях плохого энергообеспечения. К сожалению, качественные модульные контакторы стоят существенно дороже, чем электромагнитные пускатели, поэтому применяются в электрокотлах довольно редко.

Модульный контактор.

В некоторых электрокотлах используется независимый расцепитель работающий в паре с автоматом. При подаче напряжения на катушку независимого расцепителя он срабатывает и отключает автомат. Возврат автомата в рабочее состояние дистанционно невозможен. Нужно подойти к котлу и перевести автомат в рабочее положение.

Независимый расцепитель вместе с автоматом стоит дешевле электромагнитного пускателя. Однако, поскольку контактор является усиленным вариантом реле, его можно использовать в случае «залипания» реле, чтобы управлять нагревом ТЭН-ов котла. Такое решение шумное, однако позволяет безопасно эксплуатировать котел даже при «залипании» реле. Можно спокойно дождаться сервисного инженера если на улице минусовая температура. С независимым расцепителем такой фокус не пройдет.

Независимый расцепитель.

Дешевые электрокотлы ни контакторами, ни электромагнитными расцепителями не оснащаются, поэтому при залипании реле высока вероятность возгорания.

В недорогом котле «Эван» NEXT PLUS есть возможность подключения внешнего контактора для повышения безопасности котла. В этом случае котел будет управлять обмоткой контактора, защищая котел при возникновении аварийной ситуации.

NTC датчик температуры

Для измерения температуры подачи используется аналоговый NTC датчик температуры. Он может ввинчиваться в стенку колбы, чтобы был непосредственный контакт с теплоносителем.

Более простой/дешевый и несколько менее надежный вариант размещения NTC датчика — на медном патрубке подачи/обратки. Такой датчик имеет пружинное крепление в виде клипсы. Для нормального контакта необходимо, чтобы на место контакта была нанесена термопаста. Важно, чтобы патрубок был медным. Теплопроводность стали значительно ниже, кроме того окисление металла также ухудшает теплопередачу. В этом случае растет инерционность в определении температуры теплоносителя. Может возникнуть ситуация, когда теплоноситель уже перегрет, а на датчике ещё нормальная температура.

Когда электроника определяет, что температура в колбе или на патрубке подачи достигла максимальных значений, хотя такого случится не должно при нормально работающих реле, то отключается контактор. Такая ситуация говорит о том, что реле «залипло», нагрев неконтролируемый. Бывают вполне штатные причины такого поведения системы.

Например, если производительности циркуляционного насоса недостаточно (минимальная скорость выставлена для экономии электроэнергии), либо мощность электрокотла выбрана с запасом (нередко бывает ситуация, когда котел приобретается для здания 200 м2, но на этапе строительства им греют 30 м2), то котел может уходить в перегрев. Мощности даже одного ТЭН-а при небольшой системе отопления настолько с избытком, что даже кратковременные включения приводят к перегреву теплоносителя в колбе. В этом случае нужно в настройках котла зарезать мощность и/или увеличивать скорость насоса. В этом случае перегрев штатный, т.е. он не связан с выходом из строя каких-то компонентов электрокотла.

Например, при монтаже не до конца выгнали воздух из системы. Он скапливается в верхней части колбы и приводит к локальному перегреву датчика температуры, который устанавливается вверху, где самая высокая температура. В этом случае возможно также оплавление теплоизоляции, которая не рассчитана на температуры свыше 100 градусов.

Алгоритм нагрева в котле универсальный, под любое помещение. Однако, адаптивности алгоритма не всегда достаточно, чтобы он оптимально работал на любом помещении. Помимо площади здания накладывается масса факторов: гидравлика системы, степень утепления здания (теплопотери), мощность котла, производительность насоса и т.п.

Биметаллический термостат/термореле

При «залипании» реле происходит неконтролируемый нагрев ТЭН-а, который запитывается через это реле. Но даже в этом случае при нормальной работе насоса, ТЭН охлаждается теплоносителем и котел может проработать долго.

Электроника котла, если у неё есть функционал определения залипшего реле, как, например, в котлах Эван Expert+, обнаруживает залипание реле и перераспределяет нагрузку так, чтобы залипшее реле работало постоянно, а остальные ТЭН-ы подключались, когда мощности одного ТЭН-а недостаточно.

Если температура в колбе котла превышает температуру порядка 85-92 градусов — срабатывает аварийный термостат, который разрывает цепь питания электромагнитной катушки контактора. Такое управление контактором происходит, минуя электронику котла. Даже если проблема с неконтролируемым нагревом возникла из-за сбоя электроники, котел защищен от перегрева.

Если в электрокотле нет контактора, то разрывается питание обмоток реле. В случае залипания это не поможет, но если проблема с перегревом возникла из-за некорректной работы электроники — сработает.

В электрокотлах используется несколько конструкции аварийных термостатов.

  • Вариант с плоской крышкой. Тогда монтаж на корпус производится на термопасту, при этом колба должна быть из нержавеющей стали, либо алюминия.
  • Второй вариант — винтовое соединение, когда термостат ввинчивается на бобышку на корпусе колбы (без непосредственного контакта с теплоносителем). Этот вариант более надежен.
  • Третий вариант — на медный патрубок подачи на клипсу.
Аварийный термостат KSD301

При использовании колбы из нержавеющей стали или алюминиевого теплообменника вместо контактора иногда используется трехфазный аварийный термостат, рассчитанный на коммутацию больших токов. При превышении температуры такой термостат обесточивает питание ТЭН-ов.

Такие термостаты бывают самовозвратные, когда при остывании колбы происходит коммутация ТЭН-ов и котел продолжает работу. Этот вариант предпочтителен в ситуации, когда отключение котла может привести к заморозке отопления в доме, а ехать далеко. Другой тип термостата — несамовозвратные, которые после срабатывания нужно вернуть в рабочее состояние нажатием на кнопки посередине на корпусе.

Трехфазный аварийный термостат.

В некоторых случаях используется аварийный термостат с креплением на клипсу для установки на медный патрубок подачи.

Такой способ крепления в обязательном порядке требует наличия реле протока. В противном случае, при остановке насоса (вышел из строя) датчик не будет получать актуальную температуру теплоносителя в самом горячем месте колбы, поскольку на патрубке без протока она может отличаться значительно. На колбе уже будет плавится теплоизоляция, а термостат в отсутствии протока будет определять нормальную температуру и не отключать контактор.

Датчик давления/реле давления

Для контроля давления в системе в котле устаналивается либо электронный манометр (датчик давления), либо реле давления. Реле давления отключает ТЭН-ы котла при снижении давления ниже определенной границы.

Для обогрева помещения в системе давление должно быть в диапазоне 1,5 – 2 атм. Если давление падает ниже 0,5 атм, то теплоноситель может подтекать через жиклер воздухоотводчика.

Если в трубы попал воздух, давление падает. Это происходит из-за того, что воздух имеет меньшую плотность в сравнении с теплоносителем. Воздух в системе приводит к падению напора, замедлению движения жидкости, появлению постороннего шума и вибраций, образованию коррозии и может привести к выходу из строя электрокотла.

Попасть воздух в систему может вместе с теплоносителем или вследствие:

  • выделения воздуха из теплоносителя при нагреве;
  • протечек (плохой герметичности соединительных элементов);
  • малой емкости расширительного бака;
  • допущенных ошибок при выполнении монтажа отопительной системы;
  • и т.д.

Если давление в системе либо снижается ниже заданного уровня, либо возрастает до предельных значений, котел отключается и сигнализирует о проблемах с давлениием.

Датчики давления бывают в различном исполнении. Может быть пластиковый корпус или из нержавеющей стали.

Датчики давления электрокотлов.

Реле давления визуально похоже на датчик давления, но имеет только два контакта, вместо трех.

Реле давления.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздухоотводчик ставится в самой высшей точке котла — на колбе и предназначен для своевременного удаления из системы воздуха, чтобы не допустить завоздушивания колбы и перегрева ТЭН-ов. Видео работы воздухоотводчика.

На бюджетных котлах воздухоотводчик не устанавливается. Он входит в состав группы безопасности, которая в обязательном порядке устанавливается снаружи котла.

Сбросной (предохранительный) клапан (сбросник)

Сбросной клапан в котле автоматически удаляет часть теплоносителя, если давление в системе выросло до значений близких к предельным для котла. Видео демонстрирующее работу сбросногно клапана.

На бюджетных котлах сбросной клапан не ставится. Воздухоотводчик + сбросной клапан + манометр образуют группу безопасности котла. Она в обязательном порядке должна быть установлена снаружи котла.

Стабилизатор напряжения/ИБП

Основная причина выхода электроники из строя — проблемы с качеством питания. Возможность запитать электронику котла от стабилизатора или источника бесперебойного питания крайне важна, особенно в условиях, когда качество поставляемой электроэнергии не соотвествует ГОСТ-у. Стоимость электроники котла составляет значительный процент от его стоимости и в случае выхода из строя — стоимость ремонта значительная.

Для защиты котла от высоковольных импульсных перенапряжений рекомендуется устанавливать на вводе УЗИП. Импульсные перенапряжения могут стать следствием попадания молнии в систему молниезащиты или линию электропередач, переключения мощных индуктивных потребителей, таких как электродвигатели, сварочные аппараты и трансформаторы и пр.

Источники бесперебойного питания (ИБП) и стабилизаторы дополнительно защищают электронику от проблем с электропитанием.

В электротронике котла производители используются некоторые элементы защиты, вроде варисторов и разрядников, но заменить ИБП/стабилизатор, конечно, не получится.

Помимо электроники защищать нужно обмотку контактора от просаженного напряжения и обмотку циркуляционного насоса.

Помимо защиты от перепадов напряжения целесообразно предусмотреть защиту от отказа фазы от которой происходит питание электроники. В этом случае целесообразно использовать электронный коммутатор/переключатель фаз, например, ПЭФ-301. Это устройство позволяет запитывать электронику от любой рабочей фазы. Если пропадет фаза от которой запитывается электроника, то даже при рабочих оставшихся фазах котел отключится и в мороз можно заморозить систему отопления.

Реле протока

Если NTC термодатчик и/или аварийный термостат устанавливается на клипсу, то в обязательном порядке должно тестироваться наличие нормального протока теплоносителя через колбу/теплообменник. Для определения наличия протока используется либо реле протока, либо датчик протока.

Реле протока 1/2" (Ду 15 мм)
Реле протока

Это механический прибор, в котором под действием напора теплоносителя либо вращается крыльчатка с магнитом и через геркон передает скорость вращения электронике котла, либо лопатка, которая отклоняется под действием протока. В последнем случае скорость протока не определишь, только наличие. Вот подробное объяснение как работает механизм реле протока. Здесь видео с описанием датчика протока.

Поскольку реле протока — механический прибор, качество его конструкции и производства имеет очень большое значение. При выходе из строя датчика протока котел остановится по ошибке, поскольку в противном случае возможен перегрев котла, вплоть до возгорания.

Выводы

Если свести все компоненты безопасности в таблицу, то она будет такая:

Компонент безопасностиУльтрабюджетныйБюджетныйСреднийДорогой
Реле / симисторНедорогиеНедорогие / КачественныеКачественныеКачественные
Контактор / независимый расцепительНетНетЕстьЕсть
NTC датчикНет (механический термостат)ЕстьЕстьЕсть
Аварийное терморелеЕсть (накладной)ЕстьЕстьЕсть
Датчик/реле давленияНетНетЕстьЕсть
ВоздухоотводчикНетНетЕстьЕсть
Сбросной клапанНетНетЕстьЕсть
Вход для ИБПНетНет / Есть (крайне редко)Нет / Есть редкоЕсть
Реле протокаНетНет / Есть (если котел с алюминиевым теплообменником)Нет / Есть (если котел с алюминиевым теплообменником)Нет / Есть (если котел с алюминиевым теплообменником)

Рубрика: IT рецепты | Метки: | Оставить комментарий

Сравнение датчиков DS18B20 и ДТВ-01-12 используемых в котлах «Эван»

Ранее в техническом обзоре уже сравнивал цифровой датчик DS18B20 и токовый ДТВ-01-12. Теперь сравнение на более доступном языке. 🙂

В электрокотлах практически всех производителей давно используются недорогие цифровые датчики DS18B20. Их производят разные бренды, в т.ч. китайские, поэтому цена относительно невысокая. Его можно легко купить на Aliexpress по бросовой цене, но нужно быть готовым к некорректным показаниям, далеким от эталонных.

Широкое распространение датчика привело к большому количеству подделок. Визуально отличить контрафакт от оригинала сложно даже специалистам. Хорошо если датчик сразу не заработал. Хуже, когда он работает, но выдает далекие от реальности результаты замера температуры, периодически пропадает или на короткое время выдает экстремально высокие или низкие значения температур. Эти проблемы с замером температуры сказываются на корректности работы котла, приводят к сбоям и обращениям в сервисную поддержку за разрешением проблемы. 

Другой минус датчика — нестабильная работа на больших расстояниях в зависимости от качества кабеля. Нередко производители, вместо медных жил, используют более дешевый алюминий с омеднением. Даже такие, казалось-бы, мелочи сказываются на расстоянии стабильной работы. На кабеле неподходящего качества датчик DS18B20 работает гарантированно на расстоянии порядка 12 метров. Чтобы обеспечить стабильную работу на больших дистанциях нужно выбирать качественный экранированный (FTP) кабель типа «витая пара» с медными жилами. В этом случае датчик стабильно отрабатывает и на 30-ти метровом удалении.

Ещё один минус — при монтаже датчика DS18B20 нужно соблюдать полярность. При некорректном подключении датчик выходит из строя.

Чтобы нивелировать указанные недостатки, в полупромышленных котлах «Эван» Practic Plus, помимо DS18B20 используется технологически более совершенный токовый датчик ДТВ-01-12. Это датчик приближенный по надежности к промышленным токовым датчикам, но со значительно более низкой ценой. Цену удалось снизить из-за исключения механизма линеаризации показаний в самом датчике. Эта дополнительная обработка результатов замеров перенесена в котел «Эван».

Основной плюс ДТВ-01-12 — максимально близкие к эталонным значениям замеры температур воздуха. При этом во время замера отсутствуют случайных выбросы или выпадания значений, свойственные датчикам DS18B20. Стабильность и точность результатов выдаваемых датчиком улучшает работу котла. Датчик производится только в России под строгим контролем, поскольку рассчитан на использование в промышленности. 

Другой плюс датчика ДТВ-01-12  в сравнении с DS18B20 — стабильность при работе на кабеле практически любого качества даже при расстояниях более 100 метров. В условиях небольшого коттеджа этот плюс не столь велик, но если площадь здания значительная — это очень важный момент. Неприятно, когда после прокладки по дому в штробах кабеля сомнительного качества с последующей отделкой стен, возникает ситуация, когда котел некорректно работает из-за сбоев датчика DS18B20. Ремонт уже завершен и повторно тянуть кабель уже неэстетично. Приходится использовать недешевые радиодатчики, а они поддерживаются только топовыми котлами «Эван».

Датчик ДТВ-01-12 снабжен внутренней защитой от неправильной полярности. Так что если в процессе монтажа перепутали подключение, датчик не выйдет из строя.

С выходом нового котла NEXT Plus и Warmos Comfort 2023 года этот датчик из полупромышленных котлов перекочевал и в линейку бытовых котлов. Теперь даже в бюджетной серии присутствует поддержка как широко распространенного датчика DS18B20, так и высоконадежного ДТВ-01-12, цену на который постарались сделать максимально близко к ширпотребному DS18B20. 

Рубрика: IT рецепты | Оставить комментарий

Сравнение датчиков температуры DS18B20 и ДТВ-01-12 для электрокотлов «Эван»

В электрических котлах в качестве датчика температуры воздуха и температуры подачи/обратки наиболее распространены датчики на базе чипа DS18B20. Это широко распространенный датчик температуры с цифровым выходом 1-Wire. Достоинства DS18B20:

  • Выпускается различными производителями: Maxim Integrated, Dallas Semiconductor, Analog Devices, UMW и др.
  • Широко распространен, нет проблем с поставками. Производится в т.ч. китайскими производителями.
  • Есть различные корпуса как самого чипа так и законченных датчиков на его базе: нержавеющая гильза, пластиковые открытые и закрытые корпуса, корпус с резьбой для тройника, корпус под винт и пр.
  • Напряжение питания 3,3 — 5 В.
  • Диапазон измеряемых температур: −55…+125 °C.
  • Заявленная точность: ±0,5°C.
  • На одну шину (вывод микроконтроллера) можно повесить до 127 датчиков.

Недостатки DS18B20:

  • Значительный разброс измеренных значений в сравнении с поверенным эталоном.
  • При питании от 3,3 В стабильная работа датчика на кабеле ПВС 3×1,5 не превышает 12 м. На экранированной витой паре (CSS-FTP-4CU) с медными жилами — 30 м. На «витой паре» с омедненными жилами — до 25 м.
  • Разброс показаний температуры в сравнении с эталонным (поверенным) термометром составляет несколько °C. О точности ±0,5°C при реальных замерах речи не идет даже близко.
  • С ростом температуры (свыше 36 градусов) разница с поверенным датчиком по результатам тестов может составлять до 10 градусов в зависимости от экземпляра датчика.
  • При ошибке в полярности питания датчик выходит из строя.
  • Значительное количество подделок, которые непросто отличить от оригинального производителя.

Для снижения рисков некорректного замера температуры датчиками DS18B20 в электрокотлы «Эван» добавлена поддержка высокоточного токового (4..20 мА) датчика температуры воздуха ДТВ-01-12. Недостатки ДТВ-01-12:

  • Производится одним российским производителем, т.е. не столь распространен как DS18B20.
  • Более высокая сложность (датчик + электронная обвязка) по сравнению с DS18B20 (чип).
  • Доступен только в пластиковом корпусе IP40 для замера температуры воздуха в помещениях.
  • Для подключения каждого датчика нуден отдельный вывод на микроконтроллере, т.е. на один пин несколько датчиков не повесить.

Достоинства ДТВ-01-12:

  • Токовые датчики 4..20 мА — промышленный стандарт обеспечивающий высокую стабильность работы в условиях помех.
  • Стабильная работа датчика при длинах кабеля ПВС 3×1,5 свыше 35 м, на CSS-FTP-4CU — более 100 м.
  • При ошибке полярности питания датчик не выходит из строя. Есть встроенная защита.
  • Точность и стабильность замера температуры значительно выше, чем у DS18B20.
Рубрика: IT рецепты | Оставить комментарий