«Умные табло» для остановок общественного транспорта

В поездках по Европе в большинстве городов наслаждаешься удобством отображения информации о приходе транспорта. Не нужно открывать мобильное приложение, чтобы узнать когда придет нужное средство передвижения. Это особенно удобно для туристов и, несомненно создает комфорт для горожан.

В Нижнем Новгороде несколько лет назад на некоторых остановках повесили табло. Они даже работали какое-то время. Сейчас не работают. Их не восстановили даже к ЧМ по футболу. Подобные сервисы важны для иностранных туристов приезжающих в город, чтобы городская среда стала более комфортной, для горожан, для людей с менальными проблемами, которым сложно разобраться куда едет автобус и нужный ли приехал.

Информирование граждан сейчас особенно важно в свете того, что периодически идет перестройка транспортных потоков и горожанам важно понимать на каком (альтернативном) транспорте лучше добраться, если нужный прибудет с задержкой. В некоторой степени это снимает негатив у горожан, позволяя лучше планировать и оптизировать своё время.

Можно решить проблему информационных табло, используя подходы IoT. Задача для «умных табло» для реализации на Нижегородском хакатоне по теме «Доступный город» следующие.

Функциональные требования

Умное информационное табло должно отвечать следующим требованиям:

  • Современный дизайн, чтобы цепляло взгляд горожан и туристов.
  • Низкая стоимость как компонентов, так и сборки. Сборка должна позволять легкое размещение у любого аутсорсера специализирующегося на монтаже печатных плат.
  • Простота реализации. Устройство должно быть разработано так, чтобы, например, люди с ограниченными возможностями могли осуществлять сборку и запуск (заливка ПО, тестирование и пр.) в надомном варианте.
  • Открытая платформа (вся документация на оборудование и ПО должны быть доступны на github). Это исключит коррупционные схемы и позволит не дублировать разработку оборудовавния при масштабировании в других городах.
  • Модульность изделия. На начальном этапе реализации проекта может устанавливаться базовый вариант и затем добавлять строки или другие модули.
  • Отсутствие vendor lock-in, т.е. никаких закрытых или сложных (закрытых) в реализации решений, которые увеличивают коррупционный фактор. Vendor lock-in может приводить к искусственной монополизации сегмента. Например, в случае крупных господрядчиков, нередко использующих услуги субподрядчиков. Такая схема увеличивает количество посредников, а соотвественно окатные схемы и в конечном счете налоговое бремя на граждан.
  • Вандалоустойчивость. Размещение предполагается на столбах, т.е. доступ будет ограниченный, но нужно подстраховаться.
  • Легкий ремонт и обслуживание. Вышедшие из строя компоненты должы легко диагностироваться и заменяться на месте.
  • Возможность отображения большого размера шрифта для слабовидящих. В теории слабовидящего можно распознавать по MAC адресу телефона при включенно Wi-Fi или по IMEA, но здесь уже надо прикинутся базовой станций, а это непросто. Только если партнерится с операторами и размещать наносоты.
  • Самоокупаемость. Например, размещение рекламы, Wi-Fi hotspot от операторов.
  • Интеграция с популярными сервисами вроде Bustime.
  • Двойной контроль. Перепроверка информации от Bustime. Сервис хороший, но обманывает. Не все автобусы оснащены GPS или не у всех он включен, в результате достоверность информации низкая. Поэтому хорошо бы добавить дублирование информации с помощью распознавания номеров общественного транспорта. Но это «тяжелая» задача для недорогого микроконтроллера. Но это позволило бы усилить контроль за качеством перемещения. Возможно, будет интерес у силовиков, поскольку появится дублирование информации о проезжающих номерах.
  • В табло можно разместить дополнительно сканирование WiFi точек доступа и при приближении автобуса в котором размещена WiFi точка, считывать MAC адрес и передавать данные о том, что автобус подъехал к остановке в диспетчерскую. Стоимось Wi-Fi точки доступа на ESP8266 — около 1 USD, плюс порядка 0,5 USD DC-DC step-down converter и около 2 USD корпус. Т.е. примерно за 5 долларов можно собрать устройство для размещения в автобусе, чтобы он проезжая мимо табло «отмечался» о прибытии на остановку.
  • Дублирование (???) — основные модули должны дублироваться. Стоимость компонентов нынче такова, что дешевле выполнить дублирование, нежели внепланово отправлять техника для восстановления.
  • Автономность. Устройство должно работать, используя GSM каналы передачи данных, чтобы при согласовании и подключении нужно было только подведение электричества.
  • Самодиагностирование. При помещении нового табло на остановку общественного транспорта оно должно:
    • регистрироваться в системе, после чего ему присваивается инвентарный номер.
    • отображаться слоем на карте yandex/google,
    • показывать статус работоспособности,
    • в случае сбоя информировать подрядную организацию (API для интеграции с ServiceDesk системами).
  • Автономная панель может быть использована на паковочных местах для отображения количества свободных мест и примерной схеме проезда к ним.
  • Визуализация на картах должна помимо информации о технической стороне работе устройства показывать:
    • Стоимость устройства, установки (совокупную стоимость владения), чтобы горожане могли оценить куда идут налоговые отчисления. Цифры выгружаются напрямую из учетной системы по эксплуатации «умных табло».
    • Возможно, доход от размещения рекламы. 🙂
    • Какая организация обслуживает устройство.
    • Сколько строк у информационного табло.
    • Отправить информацию о недостатках работы (например, фото) или не хватке количества сегментов для отображения, чтобы администрации запланировать бюджет на дополнение.

Дизайн

В команду нужен дизайнер (в идеале промышленный) для реализации эстетичной модульной компоновки. Для реализации модульного приницпа каждая строка должна представлять собой отдельный модуль с безрамочным экраном, чтобы можно было расширять количество сегментов.

Вместо простых одноцветных светодиодов рассмотреть возможность использования трехцветных для отображения рекламных вставок на части сегментов.

Аппаратное обеспечение

  • Использование массовых микроконтроллеров максимально укомлектованных интерфейсами. Например, ESP32 или STM. Для ESP32 есть камера с реализацией функционала face recognition. Возможно, она подойдет для задачи распознавания номеров, хотя задача вычислительно тяжелая, нужно использовать отдельные (специализированные) микроконтроллеры.
  • Типовые GSM модули вроде SIM800. В случае работы в режиме hotspot — апгрейд на более производительные.
  • Модульные RGB светодиодные панели в уличном исполнении. Например, в базовом варианте 1 метр на 20 см высотой. ШИМ для градаций яркости. Пример использования. Библиотека.
  • На каждой светодиодной панели чип работающий по двухпроводной шине I2C или iWare, чтобы упростить каскадирование/апгрейд. Видеотрансляции не подразумеваются, трансляция статических картинок. Надо смотреть достаточно ли будет скорости для прокачки картинки нужного разрешения по этой шине.
  • Использование стандартной шины позволит перейти на другой тип микроконтроллера в случае ограничений со стороны госорганов. Например, появление какого-нибудь чипа вроде Baikal для IoT. При этом для менее консервативных/зарегулированных стран можно использовать распространенные там микроконтоллеры ESP, STM.

Юзабилити

Основной акцент на простоту работы. Табло должно быть максимально удобно для любых категорий граждан:

  • Для технически неподкованных посетителей остановки информация должна отображаться максимально понятно: тип транспорта, номер, время прибытия.
  • Для технически подкованных возможность подключения по Wi-Fi. При авторизации на Wi-Fi отображение веб-страницы с информацией с партнерского сайта, например, bustime.ru с расписанием движения.
  • Для людей с ментальными отклонениями информирование на мобильный о приходе нужного автобуса.
  • Для людей с ослабленным зрением можно предусмотреть что-то вроде NFC меток на остановках. Но здесь надо прорабатывать вопрос. Пока не понятна реализация.

Монетизация/самоокупаемость

  • Отображение социальной рекламы, например о раздельном сборе мусора, информация о городских мероприятиях, новых городских сервисах и пр.
  • Передача (продажа) информации сервисам, вроде Google отображающие прибытие транапорта (сооветствующее API).
  • Передача информации в bustime.ru для повышение качества работы приложения.
  • Передача данных о номерах авто силовикам для дублирования их оборудования (частичное фигансирование установки из этих источников).
  • Отображение рекламы на табло. Например, за счет показа рекламы компенсация GSM трафика.
  • Можно реализовать кастомизированную рекламу, например, при интеграции с BigData от ОСС (если на остановке много женщин, то акцентированную на них рекламу) 🙂
  • Отображение рекламы на вебстранице авторизации на Wi-Fi.
  • Трансляция информационных сообщений от МЧС и пр. служб (оповещение).
  • Встраивание датчиков температуры, влажности и пр. для мониторинга температуры в разных точках города. Например, для корректировки дорожной обстановки (обледенение и пр).
  • Оборудование для считывания кол-ва GSM/Wi-Fi устройств для оценки проходимости остановки. Это позволит отмечать часы пик и передавать в соответствующие госструктуры для перекраивания траснпортных потоков. Кроме того информацию можно продавать коммерческим компаниям, планирующим открыть точки присутствия поблизости.
  • Поскольку в чипах уже встроены WiFi и GSM модуль можно использовать устройство в качестве хотспота. Например, предоставлять бесплатный доступ во время массовых мероприятий для туристов. У городжан уже есть недоргие тарифы от локальных операторов.
  • В случае замены табло на какие-то более высокотехнологичные решения возможна покомпонентная реализация модулей, например, в клубы технического творчества для построения роботов и пр.

Spread the love
Запись опубликована в рубрике IT рецепты, IT решения для бизнеса, IT решения для государства. Добавьте в закладки постоянную ссылку.