Маркировка ИТ инфраструктуры и оборудования

Для тех, кто работал в крупных компаниях не новость, что все ИТ оборудование должно быть промаркировано, чтобы упростить инвентаризацию и сопровождение инфраструктуры. Вариантов маркировки много, поделюсь своими наработками.

Чем маркировать?

Можно печатать стикеры на лазерном принтере на бумаге A4 с клеевой основой, либо на обычной бумаге, затем вырезать и сверху ламинировать скотчем. Вариант недорогой, но недолговечный и трудозатратный, когда нужно маркировать много позиций.

Гораздо удобнее использовать специализированный этикет-принтер, например Epson LabelWorks LW300/400 или Brother PT-H105 и др. Помимо того, что этикет принтер сразу печатает стикер необходимого размера на ленте с клеевым слоем, она уже ламинирована, поэтому стойкость к износу очень высокая. Кроме того этикет принтеры (LW400) позволяет печатать штрихкоды, что может упростить в дальнейшем процесс инвентаризации.

Картрижи для этикет-принтеров целесообразно приобретать на Aliexpress. Цена получается в несколько раз ниже, чем в России.

Общие моменты

При маркировке нужно придерживаться следующих правил:

  • Стикер с инвентарным номером должен быть четко идентифицируем пользователем. Например, «Инв. № ХХХХ». В случае если оборудование принадлежит разным организациям, можно добавить название компании.
  • Инвентаризационные номера клеятся на видимые части оборудования на передней панели, так чтобы обычный пользователь мог с легкостью найти номер. Это упрощает работу сотрудников при инвентаризации. Достаточно позвонить пользователю и попросить продиктовать номер.
  • Можно подобрать картридж подходящий по дизайну оборудования. Например, на черные корпуса клеить черные стикеры с текстом белого цвета, на серебристые поверхности — черный текст на прозрачном фоне.
  • Нельзя клеить стикеры на съемные или заменяемые части оборудования.
  • Если оборудование подключается к сети, то инвентарный номер должен присутствовать в сетевом имени оборудования. Это упростит в дальнейшем сопровождение, т.к. будет проще идентифицировать оборудование при подключении.
  • Не используте при маркировке параметры местоположения (например, номер комнаты и пр.), чтобы не менять маркировку при перемещении оборудования. Если в оборудовании есть поле для описания локации (например, в МФУ), адрес можно прописать, но не забывать менять при перемещении (частая проблема, к сожалению).

Маркировка принтеров/МФУ

Когда в организации много принтеров/МФУ разбросанных по разным помещениям, необходимо грамотно подойти к вопросу маркировки.

Например, инвентарный номер принтера/МФУ 1128. В этом случае на стикере «Инв. № 1128».

Сетевое имя принтера должно включать инвентарный номер, модель, индикатор МФУ (MFP) или принтер (PRT) и наименование производителя (если в компании печатающие устройства разных производителей), например, PRT-1128-HP-LaserJet-P1102W. Название принтера указывается в конце, поскольку для пользователя оно не имеет значения. Пользователь легко найдет принтер по инвентарному номеру вначале названия.

Сетевое имя принтера печатается на передней панели устройства, чтобы пользователь мог оперативно идентифицировать устройство, подойдя к аппарату и не звонить в техподдержку. Это полезно при использовании скриптов самообслуживания, например, для подключения принтеров самим пользователем.

В программу для учета инвентарных единиц помимо инвентарного номера заносится серийный номер устройства, если он присутствует на оборудовании.

Маркировка десктопов, ноутбуков, бездисковых терминальных клиентов

Стикер такой-же «Инв. № …». Сетевое имя устройства:

  • Десктопы: DT-[инвентарный номер]
  • Ноутбуки: NB-[инвентарный номер]
  • Бездисковые терминальные клиенты: TC-[инвентарный номер]
  • Рабочие станции: WS-[инвентарный номер]

Стикер на ноутбук не стоит клеить на нижнюю часть и на крышку. Ноутбук периодически помещается в сумку и стикеры затираются. Клеить нужно открыв крышку ноутбука, возле петель крышки над клавиатурой, подальше от кнопок, чтобы движения рук пользователя не приводили к затиранию или отлипанию стикера.  

Маркировка серверов

На сервер клеится этикетка с инвентарным номером «Инв. № хххх».

Сетевое имя сервера формируется следующим образом: S-[функциональное назначение]-[номер сервера с таким-же функциональным назначением]-[аппаратный или виртуальный]-[инвентарный номер].

Функциональное назначение:

  • SQL — сервер MS SQL.
  • DB — сервер баз данных.
  • FS — файловый сервер.
  • AD — контроллер домена.
  • PRN — сервер печати.
  • и т.д.

Аппаратный (HW) или виртуальный (VM).

Например, для виртуального SQL сервера с инвентарным номером 3456, который пока что единственный (нет дублирования) сетевое имя будет: S-SQL-1-VM-3456.

Маркировка сетевых портов

Документирование сетевых портов должно быть самодостаточным, т.е. чтобы для подключения нового сетевого оборудования не нужно было обращаться к дополнительной документации (схемам помещений и пр.)

В коммутационном шкафу порты могут маркироваться:

  • Сквозная нумерация по всем патч-панелям (если на патч панели есть место для самостоятельной маркировки). В этом случае на розетках в помещениях клеится стикер с номером порта. Минус: если нужно оперативно найти по порту на патч-панели номер розетки — потребуется заходить в несколько помещений. В случае поиска порта на патч-панели по номеру розетки в помещении — проблем нет.
  • Маркировка каждой патч-панели используется если номера на портах уже прописаны и изменить их нельзя. Например, для патч-панелей высокой плотности. В этом случае розетки в помещениях маркируются как: [Номер патч-панели]-[Номер порта на патч-панели]. Если коммутационных шкафов несколько, можно добавлять [Номер коммутационной]-[Номер шкафа]-[Номер патч-панели]-[Номер порта на патч-панели]. В общем, зависит от масштабов предприятия. Минус: такой-же как в варианте сквозной нумерации, по номеру порта патч-панели без промежуточной таблицы не определить номер комнаты.
  • Маркировка портов патч-панели в варианте: [Номер комнаты]-[Номер розетки в комнате]. В качестве номера розетки лучше использовать сквозную нумерацию, а не нумерацию в пределах помещения. Минус: если кабинетов много, то сильно удлиняется номер на патч-панели и он может не уместится.

Маркировка запчастей

При закупке запачастей обычно инвентарный номер не клеится. Серийный номер нужно занести в учетное ПО. Важно на приобретаемых позициях, которые могут выйти из строя нанести маркировку. Это позволит быстро идентифицировать, где было сделано приобретенение и когда, срок гарантии, чтобы оперативно найти гарантийные документы и сразу вычислить закончился срок гарантии или нет. Например, при закупке SSD диска в Ситилинке на стикере указываем: Ситилинк, 18.11.16, 36 мес.

В учетном ПО важно указывать хотя-бы в комментариях к юрлицу название компании. Например, юрлицо «Рандор», а компания «Ситилинк».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике IT опыт, IT рецепты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.